От чего зависит стоимость осаго на машину?

Алан-э-Дейл       23.02.2023 г.

Оглавление

Коэффициент ОСАГО возраста и стажа водителя (КВС)

Стаж, лет
Возраст, лет 1 2 3-4 5-6 7-9 10-14 Более 14
16—21 1,93 1,90 1,87 1,66 1,64 -//- -//- -//-
22—24 1,79 1,77 1,76 1,08 1,06 1,06 -//- -//-
25—29 1,77 1,68 1,61 1,06 1,05 1,05 1,01 -//-
30—34 1,62 1,61 1,59 1,04 1,04 1,01 0,96 0,95
35—39 1,61 1,59 1,58 0,99 0,96 0,95 0,95 0,94
40—49 1,59 1,58 1,57 0,95 0,95 0,94 0,94 0,94
50—59 1,58 1,57 1,56 0,94 0,94 0,94 0,94 0,93
Старше 59 1,55 1,54 1,53 0,92 0,91 0,91 0,91 0,90

ВАЖНО!!!

Внимание применение коэффициента при страховании гражданской ответственности владельцев ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ. Стаж водителей не имеющих Российского гражданства применяется равным нулю.

Стаж водителей не имеющих Российского гражданства применяется равным нулю.

Коэффициент КВС используется только при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, СОБСТВЕННИКОМ и СТРАХОВАТЕЛЕМ которых является физическое лицо.

Если в страховом полисе указано более одного лица, допущенного к управлению транспортным средством, то для расчета страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС из всех коэффициентов КВС, определенных для каждого лица, допущенного к управлению транспортным средством.

В случае если в поле «К управлению ТС допущены только следующие водители» поставлена отметка «Без ограничений» (допуск без ограничений), то КВС равен 1.

Важно! Данный коэффициент НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:

— при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов (в том числе полуприцепов и прицепов-роспусков) к легковым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и грузовым автомобилям, тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам;

— при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, СОБСТВЕННИКОМ которых является юридическое лицо (пункт 1 статьи 16 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

— в случае если страхователем является юридическое лицо.

При определении коэффициента КВС возраст и стаж водителя не округляются.

От чего зависит региональный коэффициент

При формировании коэффициента на страховку ОСАГО по регионам учитывается количество и плотность населения каждого конкретного региона, автономного округа, области, поселения, города. Учитывается количество зарегистрированных автотранспортных средств в данном регионе. Отличия, которые формируются на основании общей статистики, могут быть значимы. По причине разной концентрации населения и транспортных средств, коэффициент на страховку в городах всегда выше, чем в области. Например, если в Москве региональный коэффициент равен 2, то в московской области 1.7.

Важным фактором при назначении соответствующего коэффициента является показатель аварийности. Чем больше аварий в регионе, тем выше региональный коэффициент ОСАГО. Это связано с рисками страховой компании. Чем выше риски, тем выше цена страховки.

Новые базовые тарифы и коэффициенты

Рассмотрим базовую стоимость, на которую должны ориентироваться страховщики:

Категория Диапазон  
Мотоциклы 694 1407
Легковые авто, принадлежащие физическим лицам и предпринимателям 2756 4962
Легковые авто, принадлежащие юридическим лицам 2068 2951
Если транспорт используется, как такси 4120 7389
До 16 тонн 2808 5054
Свыше 16 тонн 4228 7608
Транспорт категории D, до 16 посадочных мест 2236 4044
Транспорт категории D, свыше 16 посадочных мест 2808 5054
Транспорт, который занимается регулярной перевозкой пассажиров 4120 7389
Троллейбусы 2246 4044
Трамваи 1402 2531
Тракторы 889 1896

Повышение тарифов ОСАГО при автостраховании зависит от Центробанка, а агенты подстраиваются под новые показатели, конкурируя между собой. Ставка может меняться в зависимости от региона оформления, модели транспорта, данных водителя, эксплуатации и характеристик ТС. Правительство значительно увеличило диапазон. Тарифы ОСАГО на 2019 год, рассмотренные в таблице и коэффициенты, указанные ниже, являются базовыми.

Базовая ставка ОСАГО в 2019 году по страховым компаниям предоставлена в таблице:

Наименование страховщика Базовая ставка в рублях
ВСК 3706
ИНГОССТРАХ 3946
РЕСО 3732
Росгосстрах 4118
АльфаСтрахование 3432
СОГАЗ 4118

Это лишь основа, на которую происходит начисление коэффициентов с учетом личных показателей. Итоговый размер выплаты будет зависеть от стажа и мощности ТС, а также от вида страхового полиса.Расчет можно провести самостоятельно на официальном сайте компаний. Рассмотрим коэффициенты, которые применяются при формировании стоимости ОСАГО:

Стаж и возраст Обозначение
От 22 лет, стаж не менее 3 1.8
От 22 лет, стаж свыше 3 1.6
От 22 лет, стаж до 3 1.7
От 22 лет, стаж более 5 1

В приведенной таблице указаны лучшие страховые организации России с высокой степенью надежности и с гарантией своевременных выплат по договорам. Коэффициенты для них едины. КБМ варьируется от 0,55 до 2,45. Наивысший показатель можно заработать только в случае безаварийной езды в течение длительного периода времени. Автовладелец имеет возможность посмотреть статистику роста своего коэффициента на сайте компании, где он застрахован.

Коэффициент прицепа по ОСАГО в 2021 году

Данный коэффициент назначается только в том случае, если в договоре страхования будет отмечен пункт: «Управление транспортным средством с прицепом».

Прицеп в зависимости от типа и назначения ТС Коэффициент
Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей 1,24
Прицепы к другим типам (категориям) и назначению ТС 1

Напоминаю, данный коэффициент учитывается только в том случае, если у вас имеется прицеп и вы управляете ТС вместе с ним.

Как рассчитать коэффициент

Каждый водитель должен знать, не только как узнать свой страховой коэффициент, но и как правильно его рассчитать. Специально для расчета утверждена формула, по которой делают расчет все страховые компании.

Все что вам необходимо сделать – это подставить в указанную формулу подходящие вам коэффициенты и получить итоговый размер страховой премии. Процедура расчета занимает по времени не более 5 минут.

Если нет желания формировать расчет полиса ОСАГО вручную, то можно воспользоваться вторым вариантом. В этом случае потребуется посетить сайт страховой компании или РСА и воспользоваться онлайн-калькулятором, который формирует расчеты круглые сутки совершенно бесплатно.

Чтобы рассчитать коэффициент по страховке потребуется выбрать:

  • тип транспортного средства;
  • где зарегистрирован владелец автомобиля;
  • сколько лошадиных сил, мест или грузоподъемность.

Также потребуется указать все данные водителей, чья ответственность будет застрахована в рамках обязательного договора страхования.

Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Независимо от квалификации при получении страхового полиса водителю выдается класс третьего уровня. Ежегодно при продлении страховки он постепенно повышается на одно значение. Так, чтобы получить класс тринадцатого уровня автовладелец должен продлевать полис ОСАГО в течение десяти лет.

Но подобное развитие возможно лишь в том случае, если за указанный период человек ни разу не попал в ДТП. Осторожные водители получают от страховщика скидку в размере 5% за каждый год без инцидентов. Соответственно после десятилетнего периода водители, не попадавшие в аварию, получают скидку на страховку в размере 50%.

Когда класс ОСАГО после ДТП падает ниже третьего уровня, водителю начинают начисляться штрафные проценты в виде завышенных тарифов. Ниже класса “М” уровень не понижается. Чтобы восстановить нормальный показатель, потребуется не менее четырех лет езды без происшествий.

Из чего складывается базовый тариф ОСАГО?

Из чего складывается ОСАГО при расчете цены нового тарифа на базовых условиях? Первым делом при осуществлении подсчета обязательного страхового взноса берется в учет вид транспортного средства. К примеру, страховой полис на мотоцикл или мопед составит всего 1579 р. при максимальном пакете в рамках выбранного тарифа.

А на легковой автомобиль и для физических лиц эта сумма составит 4118 р., что не так много по сравнению с тем выплатами, которые осуществляет страховая компания при возникновении происшествия. Данные актуальны на момент 2016 года. Следующим моментом при расчете являются страховые выплаты на момент прошлого периода.

При этом величина взноса для всех транспортных средств, относящихся к одной категории, остается единой. Приведенная в качестве примера сумма взноса является ориентировочной и максимально возможной с учетом всех дополнительных параметров. Минимальный платеж составит на 20-40% меньше от максимального, что зависит от ранее указанных переменных.

Изначально базовый тариф ОСАГО был установлен еще в 2003 году и удерживался на неизменном уровне вплоть до 2014. После был увеличен на 40% и в 2016 еще раз подвергся изменениям. Одновременно с увеличенными растрами со стороны автовладельцев выросли и выплаты со стороны страховых компаний.

Реформа ОСАГО

Реформа ОСАГО, напомним, стартовала в начале 2019-го года, когда на 20% расширили тарифный коридор и сделали более дифференцированным коэффициент стажа и возраста водителей, увеличив количество категорий с 4 до 58.

Позже, с 1-го апреля того же года, закрепили новый расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), отвечающего за историю аварийности: значение КБМ теперь не обнуляется при перерывах в вождении и пересматривается централизованно один раз в год на 1-е апреля.

Считается, что благодаря реформе тариф ОСАГО будет устанавливаться индивидуально для каждого водителя.

При этом для большинства клиентов, по расчетам экспертов, после нынешних изменений полис должен подешеветь и только приблизительно для 20% он подорожает.

Что такое коэффициент территории (КТ) в ОСАГО?

Территориальный коэффициент ОСАГО (КТ) — это один из показателей, который страховая компания учитывает при расчете конечной стоимости страхового полиса на автомобиль. Согласно статье 9 закона «Об ОСАГО» показатель напрямую зависит от места регистрации собственника транспортного средства, которое указано в паспорте гражданина или документах на авто (ПТС, свидетельстве о регистрации). Для юрлиц, владеющих тракторами, самоходными машинами, он устанавливается в зависимости от региона регистрации организации, указанного в учредительных документах. Убедиться в том, что данный параметр значительно влияет на итоговую цену полиса, довольно просто на следующем примере:

Пример зависимости стоимости полиса ОСАГО от региона оформления

Водитель на праве собственности владеет автомобилем мощностью в 110 л.с. При всех прочих равных факторах (возраст владельца машины старше 22 лет, а стаж вождения больше 3 лет, ранее ОСАГО не оформлялось) стоимость полиса жителя Москвы в зависимости от компании (а конкретно базового тарифа, который выберет страховщик) будет варьироваться от 8 236 до 9 883 рублей. Если бы данный водитель был зарегистрирован в Калининграде, то точно такая же страховка обошлась бы ему в сумму от 4 530 до 5 435 рублей. Разница более чем существенна.

Коэффициент территории, как и другие параметры, влияющие на расчет стоимости страховки автомобиля, регулируется рядом законодательных актов. Речь идет прежде всего об указе Центробанка России № 3384-У. В нем установлены базовые ставки страховых тарифов, в том числе и региональный КТ. Правила расчета и перечень применяемых множителей также утверждены статьями 8-9 закона «Об ОСАГО».

ТБ

Этот коэффициент обозначает базовый страховой тариф. Изменить его практически нереально, так как, именно страховая компания устанавливает его показания. Но, все же существуют исключения, при котором ТБ может меняться в небольшом диапазоне от 3432-х до 4118-ти рублей. В том случае, если на машине «таксуют», то так такой коэффициент становится выше. Мы уже узнали, что каждая фирма по страхованию устанавливается свой ТБ. Для того, чтобы хоть как-то на нём сэкономить, водитель машины, должен перед тем, как заключить страховой договор, изучить услуги всех предполагаемых страховых компаний и выбрать наиболее подходящую из них.

Нюансы

Неопытным автовладельцам следует знать, что, изменяя страховую компанию, их Кбм остается на том же уровне, что и был. Многие неблагонадежные страховщики используют незнание человека в свою пользу, присваивая ему третий класс после оформления полиса. Основной аргумент, который они предоставляют – отсутствие данных о водителе в общей базе страховщиков. Имеется несколько решений подобной ситуации:

  • обращение к страховщику, который обслуживал водителя ранее;
  • получение справки в Союзе Страховщиков;
  • личная проверка базы автострахования.

Страховщик не имеет права самостоятельно изменять базовые тарифы. Если водитель столкнется с такой ситуацией, ему необходимо обратиться с жалобой в правоохранительные органы. Но коэффициент ОСАГО может быть изменен, если:

  • водитель соврал об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия;
  • если авария произошла по его умышленной вине;
  • автовладелец находился в момент аварии под действием алкогольных веществ;
  • он сбежал с места инцидента;
  • водитель ранее ездил без страховки.

Если авария случилась не по вине водителя, но Кбм для него остается на прежнем уровне. Однако он должен получить скидку в размере 5% при продлении страхового полиса на следующий год.

Кто определяет территориальный коэффициент?

Перечисленные критерии имеют ключевое значение при определении коэффициента территории. Чем выше вероятность попадани в ДТП у заемщика, тем дороже обойдется покупка страхового полиса. Логично предположить, что вероятность попасть в аварию в Москве или другом крупном мегаполисе выше, чем в небольшом городке. Аналогичный подход действует и в отношении стажа водителя. Чем меньше человек за рулем, тем больше риск оказаться участником аварии. Следовательно, удорожание полиса для жителей густонаселенных городов неизбежно.

Введение специальных коэффициентов — необходимость, вызванная желанием уравновесить выплаты со стороны жителей различных регионов. Чтобы люди, которые редко попадают в ДТП, не платили за тех, кто является частым участником аварийных ситуаций, была введена специальная методика расчета и коэффициенты.

Отменят ли региональный коэффициент страховки?

В пакете поправок, которые подготовил Минфин в августе 2017 года, содержится и проект отмены территориального КТ, который на данный момент играет одну из решающих ролей в расчете стоимости страховки для ТС. Данная мера направлена на защиту интересов автовладельцев, которые имеют далеко не равные права при покупке полиса ОСАГО в разных регионах страны. Инициатива не была реализована в 2017 году, хотя и была включена в законопроект.

Зампред ЦБ В. Чистюхин в октябре 2018 г. заявил, что отмена КТ возможна не ранее 2021-2022 гг. Законопроект, вносящий такие изменения может быть рассмотрен Госдумой весной следующего 2019 г. В ходе реформы будут разработаны другие коэффициенты, учитывающие аварийность водителей ТС — для соблюдающих ПДД автолюбителей они будут снижать цену на полис, для тех, кто часто попадает в аварии и имеет административные штрафы — повышать стоимость страховки.

Формула расчета

Цена ОСАГО регулируется государством, и это не позволяет СК самовольно ее устанавливать. Но стоимость договора зависит от многих факторов, поэтому для каждого автовладельца она разная. Это дает компаниям возможность повышать цены, пользуясь незнанием водителем своих прав.

Чтобы не стать жертвой недобросовестных страховщиков, нужно учитывать, что стоимость определяется по формуле:

(Цена) = (Базовая ставка) * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП* КН
где ТБ умножается на коэффициенты:

Стоимость полиса складывается из следующих составляющих:

Чтобы определить, сколько будет стоить личная страховка, нужно знать значение каждого показателя из общей формулы, а также порядок его расчета. Ниже будет приведена расшифровка каждого из них с пояснениями по применению.

ТБ — Базовый коэффициент (базовый тариф)

На ее размер влияют два фактора:

  • тип и категория ТС;
  • статус страхователя (физическое или юридическое лицо).

Раньше это была фиксированная сумма, и все страховщики должны были ее придерживаться. Это существенно снижало конкурентоспособность СК, которые не могли привлекать новых клиентов снижением цен.

Но с 2015 года в закон были внесены изменения, по которым компаниям предоставлен денежный коридор, благодаря которому они могут устанавливать свои базовые коэффициенты в пределах максимальной суммы. Это позволяет выбрать страховщика с наиболее выгодным предложением. Но компании-старожилы редко устанавливают существенные скидки, чаще подобные предложения поступают от новичков на рынке.

Базовый тариф является основным значение от которого начинается отсчет стоимости полиса.

Значение базового тарифа определяется страховой компанией и зависит от вида транспортного средства и региона использования

Значения БТ для всех ТС приведены в таблице

Категория транспортного средства Минимально Максимально
Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы («A», «M») 625 1548
Легковые автомобили юридических лиц («B», «BE») 1646 3493
Легковые автомобили («B», «BE») 2471 5436
Легковые автомобили такси («B», «BE») 2877 9619
Автобусы с числом пассажирских мест более 16 («D», «DE») 2134 4165
Автобусы с числом пассажирских мест до 16 включительно («D», «DE») 2667 5205
Автобусы, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров («D»,
«DE»)
3905 7399
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее («C», «CE») 2246 6064
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 16 тонн («C»,
«CE»)
3382 9131
Трамваи («Tm») 1331 2521
Троллейбусы («Tb») 2134 4044
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не
имеющих колесных движителей
872 1952

Коэффициент по городам по ОСАГО

Коэффициент по городам (коэффициент территории) зависит только от того, где зарегистрирован владелец транспортного средства (ТС), на которое оформляется ОСАГО. Согласно таблице коэффициентов территории (КТ) ОСАГО в 2021 году, бывает и так, что два города находятся рядом друг с другом, но при этом размер коэффициента отличается в разы.

Чтобы хоть как-то сэкономить имеется один способ, однако не всем он может подойти. Смысл состоит в том, чтобы зарегистрировать автомобиль не на себя, а на ближайших родственников или близких друзей, которые проживают на территории с меньшим коэффициентом.

Но всегда имеются недостатки, которые могут загубить вашу идею. Итак:

  • Родственники или друзья, даже если вы им доверяете, начинают проявлять свою наглость, когда дело касается дорогостоящего имущества. Следовательно, спустя какое-то время они могут просто затребовать ваш автомобиль в свою собственность и даже обратиться для этого в суд.

  • Еще одна проблема, которая может возникнуть – смерть родственника. В данном случае доверенность автоматически аннулируется, что приведет к тому, что в течении полугода нельзя пользоваться автомобилем, так как вступление в наследство длится именно 6 месяцев. Конечно же, если наследники получат ТС, не факт, что они его вам отдадут.

Для того чтобы определить размер базового коэффициента по ОСАГО в 2021 году в вашем регионе, существует действующая таблица территориальных коэффициентов.

Кто определяет коэффициент ОСАГО?

Значение КТ устанавливается официальным документом Центробанка в результате глубокого анализа различных факторов. К таковым относятся следующие:

  • Общее число зарегистрированных транспортных средств на данной территории. По этой причине для маленьких городов КТ значительно ниже, чем для крупных мегаполисов, ведь загруженность дорог там гораздо ниже;
  • Средний показатель аварийности в регионе. Он устанавливается путем подсчета общего количества ДТП с участием транспортных средств, в том числе самоходных машин, в местности за определенный период;
  • Количество проходящих через территорию города крупных автомобильных магистралей. Особенно это касается небольших населенных пунктов;
  • Средний возраст водителей авто в городе, то есть лиц, имеющих право на управление какими-либо транспортными средствами.

Если внимательно изучить значения КТ по регионам РФ, то можно заметить, что помимо вышеперечисленных показателей его значение также зависит от общей финансовой политики государства в отношении территории. Если рассматривать такие города как Симферополь и Грозный, то их нельзя назвать маленькими и с низким уровнем аварийности на дорогах. Однако они имеют один из самых маленьких КТ — 0,6, что можно объяснить лишь особой экономической программой, применяемой к данным регионам.

КБМ — коэффициент бонус-малус

Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.

Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.

Как пользоваться таблицей для расчета КБМ

  • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
  • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
  • Далее перемещаемся вправо по строке.
  • В поле «0 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
  • В поле «1 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
  • В поле «2 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0
страховых выплат

1
страховая выплата

2
страховые выплаты

3
страховые выплаты

4 и более
страховых выплат

М

2,45

М

М

М

М

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М

Посмотреть подробную информацию по расчету КБМ можно на странице Таблица КБМ и правила расчета

При первом заключении соглашения с СК для страхователя устанавливается КБМ 1.0 – он не предполагает ни стимулирования, ни взысканий. Далее при условии безаварийной эксплуатации авто класс ежегодно увеличивается. В итоге КБМ снижается, благодаря чему стоимость полиса уменьшается.

Если в договор страховки включено больше одного водителя, коэффициент рассчитывается для каждого. Окончательная стоимость ОСАГО устанавливается по максимальному варианту. Поэтому невыгодно включать в полис водителей с потенциально высокой аварийностью, благодаря которым не только возникает риск повреждения ТС, но и увеличивается цена страховки.

Данный коэффициент единственный, который может вызывать определенные сложности. Они возможны, если у автовладельца большой стаж управления ТС. В этом случае могут возникнуть трудности с определением периода наступления страхового случая.

В такой ситуации можно воспользоваться сайтом РСА, в которой имеется информация обо всех водителях и их истории эксплуатации машин. Для этого нужно заполнить на странице специальную форму и указать:

  • статус владельца авто (физическое или юридическое лицо);
  • тип заключаемого полиса (число водителей, включаемых в договор ограничено или нет);
  • ФИО автолюбителя, чей водительский рейтинг нужно определить, полностью и дату его рождения;
  • реквизиты прав (номер документа);
  • дату заключения договора.

По отправленному заявлению может быть получено два варианта ответа:

  • значение КБМ, что означает наличие сведений о данном автолюбителе в базе РСА. Дополнительно будут указаны реквизиты полиса и СК, а также срок его действия;
  • значение КБМ не найдено, что ведет к присвоению начального уровня (3 класса и КБМ 1).

Причины получения последнего результата могут быть следующие:

  • при указании сведений была допущена ошибка;
  • возникли технические проблемы;
  • в реестре отсутствует информация об автолюбителе (например, по вине СК, не передавшей их);
  • в период действия полиса права были заменены;
  • СК, с которой был заключен договор, ликвидирована.

Если КБМ определен неверно, следует пройти процедуру его восстановления.

Обзор нововведений по ОСАГО

Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений. 

Повышенные тарифы для нарушителей

Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

  • 4 и менее – 1,0;
  • 5-9 – 1,86;
  • 10 и более – 3,0.

Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

Новые правила техосмотра

Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты. 

Новые причины отказа в выплате

В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

  • Виновник находился в алкогольном опьянении;
  • Он скрылся с места происшествия;
  • Не вписан в полис;
  • У него не было водительских прав.

Все они незаконные и оспариваются в суде.

Штрафы с камер

Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

Электронные приложения

Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

Другие изменения

Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

Актуальная базовая ставка

Банк России расширил тарифный коридор как в большую, так и в меньшую сторону, чтобы дать страховым компаниям возможность к поощрению водителей, приносящих меньше всего убытков. Для аварийных водителей цена увеличится больше, чем это допускалось ранее.

Актуальные значения базовой ставки для различных категорий транспортных средств приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Значения базовой ставки по ОСАГО с 5 сентября 2020 года

таблица скроллится вправо

Тип транспорта Минимальноезначение базовойставки в руб. Максимальноезначение базовойставки в руб.
Легковые ТС юрлиц 1 646 3 493
Легковые ТС физлиц и ИП 2 471 5 436
Квадрициклы, мотоциклы, мопеды 625 1 548
Легковые такси 2 877 9 619
Грузовые ТС до 16 тонн включительно 2 246 6 064
Грузовые ТС более 16 тонн 3 382 9 131
Автобусы для перевозкилюдей по маршруту 3 905 7 399
Троллейбусы 2 134 4 044
Автобусы до 16 мест включительно 2 134 4 165
Автобусы более 16 мест 2 667 5 205
Трамваи 1 331 2 521
Тракторы, дорожно-строительнаяи иная техника 872 1 952

Оценить изменение базового тарифа лучше на примере самой массовой категории покупателей ОСАГО – физических лиц, владеющих легковыми автомобилями. Ранее для них действовал базовый тариф в пределах коридора от 2 746 рублей до 4 942 рублей. Теперь минимальная граница установлена на уровне 2 471 рубля, максимальная – на уровне 5 436 рублей.

Коэффициент бонус-малус

КБМ представляет собой коэффициент тарифов страхования, который определяется с учетом того, были ли сделаны выплаты страховщиками в период с 1 апреля прошлого года до 31 марта последующего. Проще говоря, его размер будет зависеть от того, был ли страхователь виновником ДПТ, либо нет.

К примеру, в текущем году КБМ составляет 1. В следующем он будет равен уже 0,95, при условии что водитель не будет виновником дорожного происшествия. Соответственно, полис будет дешевое. Если же водитель спровоцирует одну аварию, в последующем году данный коэффициент для него будет равняться1,55, если две аварии, то 2,45 и т.д. Ввиду этого страховка станет более дорогой.

Таблица

Класс при заключении годовой страховки Коэффициент Класс при окончании годовой страховки с учетом всех страховых ситуаций за весь период действия договоров ОСАГО
0 выплат 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты более 3 выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М

От чего зависит базовая ставка ОСАГО?

Часть 2 ст.9 ФЗ №40 перечисляет случаи, которые могут влиять на выбор страховой точного значения ТБ для конкретного полиса ОСАГО:

  1. Факторы лишения прав и/или применения норм УК РФ, за грубые нарушения, вождение в нетрезвом виде и/или отказ от медицинского освидетельствования.
  2. Судебный запрет на определенные должности и/или действия.
  3. Неоднократно за предшествующий год был факт привлечения к ответственности за проезд на красный, нарушение скоростного режима более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу движения (если страхового случая не было, иначе этот факт найдет отражение в КБМ).
  4. Наличие возможности использовать прицеп (для юридических лиц).
  5. Иные факторы.

Мы неслучайно выделили слово «могут» выше

Оно не менее важно, чем перечень возможных оснований для колебания ТБ, т.к. не устанавливает обязательной зависимости, и лишь предлагает ее, оставляя окончательное решение страховой компании

От всего вышесказанного и возникает порой внушительная разница в цене полиса в разных компаниях. Остальные коэффициенты так или иначе зависят от внешних факторов, и во всех случаях (при верном расчете) будут одинаковыми, и только ТБ имеет возможность варьироваться довольно серьезно, отражаясь на конечной стоимости ОСАГО.

Факторы, влияющие на ТБ в конкретной страховой

Уже упоминалось, что страховщики должны публиковать свои параметры, применяемые для назначения базовых ставок. Нельзя сказать, что это требование не исполняется, но нельзя не заметить и чисто формального подхода во многих случаях.

Вот, к примеру, как выглядит перечень факторов, влияющих на базовый тариф (ТБ) в одной из крупных российских СК:

  • Марка ТС.
  • Модель.
  • Год выпуска.
  • Коэффициент бонус-малус.
  • Возраст собственника.
  • Возраст и стаж водителя.
  • Возраст получения прав.
  • Перерыв в страховании.
  • Наличие ограниченного / неограниченного перечня водителей.
  • Является ли собственник страхователем.
  • Цели использования ТС.
  • Срок действия договора.
  • Параметры предыдущего полиса.
  • Страхование в прошлом в данной компании.

Как видно, большая часть параметров и так находит отражение в коэффициентах, участвующих в расчетах. К тому же не указано, как именно перечисленное влияет на величину ТБ, т.е. нет каких-либо формул, а значит применяется некий субъективный фактор.

Завершающий пункт выделен неслучайно – именно в качестве стимулирующих мер обращения к конкретной страховой компании чаще всего и применяется данная норма.

Коэффициент возраста/стажа (КВС)

Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования

Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно — практически в два раза – возрастает. Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице

Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.

Стаж/возраст, лет

16-21

22-24

25-29

30-34

35-39

40-49

50-59

От 60

До 1

1,93

1,79

1,77

1,62

1,61

1,59

1,58

1,55

1

1,90

1,77

1,68

1,61

1,59

1,58

1,57

1,54

2

1,87

1,76

1,61

1,59

1,58

1,57

1,56

1,53

3-4

1,66

1,08

1,06

1,04

0,99

0,95

0,94

0,92

5-6

1,64

1,06

1,05

1,04

0,96

0,95

0,94

0,91

7-9

1,06

1,05

1,01

0,95

0,94

0,94

0,91

10-14

1,01

0,96

0,95

0,94

0,94

0,91

От 15

0,95

0,94

0,94

0,93

0,9

Подводим итог.

С 1 апреля 2019 года страховые компании немного подкорректировали базовые ставки, в некоторых регионах России даже в сторону уменьшения. В январе же ситуация была иная — применялся максимальный базовый тариф для всех регионов.

Чтобы узнать базовую ставку в конкретной страховой компании, нужно зайти на сайт этого страховщика и там посмотреть тарифы по своему региону. Базовая ставка ОСАГО зависит от категории транспортного средства и территории преимущественного использования транспортного средства. Размер базовой ставки ОСАГО страховая компания определяет самостоятельно и утверждает внутренним документом, например, приказом или распоряжением. Если на сайте нет данной информации, то не стоит покупать полис ОСАГО в такой страховой компании, которая нарушает законодательство РФ.

Поделиться с друзьями

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.