Список дотационных регионов

Алан-э-Дейл       26.08.2023 г.

Дотации для регионов Российской Федерации в 2022 году.

Дотационными регионами из общего числа 85 считаются 73 региона. В 2020 году помощь регионам была оказана на 5% больше чем в предыдущем году. Не нуждаются в помощи от государства большие промышленные, нефтедобывающие регионы. Кроме того столица нашей Родины, так же не нуждается в помощи от государства. Город с миллионными жителями и развитым бизнесом, обеспечивает себя самостоятельно. Те же кто получают такую помощь становятся зависимыми от федеральной власти, ведь управлять отдельными территориями гораздо удобнее.
Инструментов помощи субъектам Российской Федерации, являются дотации. Бесспорно помощь очень важная и нужная, но такое количество регионов ждущих поддержки от государства, вселяет опасение за действующую систему и за бюджет в целом.

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

  • просрочки платежей по долгу;
  • прекращение деятельности;
  • вынужденная реструктуризация долга.

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Пример технического дефолта – просрочка по погашению кредита в размере 256 миллионов рублей, который ПАО «Саровбизнесбанк» предоставил администрации города Тамбова. Тогда город просрочил платеж на месяц, из-за чего «набежало» 2 миллиона рублей процентов и пени, которые банк успешно взыскал через суд.

Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.

К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.

В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:

Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.

Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.

Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.

Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.

Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.

Критерии отнесения к регионам-донорам: обзор подходов

Официальный подход

Официально регионами-донорами в России могут считаться субъекты РФ, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом с начала 1990-х годов критерии получения дотаций из федерального бюджета несколько раз претерпевали серьезные изменения. Так, изначально часть дотаций предоставлялась на покрытие разрыва между текущими расходами и доходами, что не стимулировало регионы развивать налоговый потенциал6. С 2004 г. в качестве критерия для выделения дотаций используется расчетная бюджетная обеспеченность, определяемая как соотношение индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов субъекта РФ. Дотации предоставляются регионам, уровень расчетной обеспеченности которых ниже уровня, установленного в качестве критерия выравнивания.

Подходы к расчету бюджетной обеспеченности неоднократно менялись7. Так, в 2016 г. в методику распределения дотаций внесены очередные изменения, согласно которым при распределении дотаций на 2017 г. учитываются результаты инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за 2015 г. При этом доля дотаций по результатам инвентаризации этих расходных полномочий может достигать 30% общего объема дотаций. Данные изменения ведут к частичному возвращению практики 1990-х годов. В различные периоды современной российской истории количество регионов-доноров по официальному критерию существенно колебалось: 35 в 1993 г., 8 в 1997 г., 19 в 2001 г., 25 в 2006 г., 14 в 2015 г.

Альтернативные подходы

Один из альтернативных подходов изложен в работе О. Кузнецовой (1999). Она относила к регионам-донорам субъекты РФ, у которых объем собранных и зачисленных в федеральный бюджет налогов превышал объем полученной ими финансовой помощи и прямых федеральных расходов на их территории. В 1996-1998 гг. такими регионами донорами постоянно были 26 субъектов РФ, а реципиентами — 48 субъектов РФ. Если же не учитывать прямые федеральные расходы на территории регионов, то к постоянным регионам-донорам можно было отнести 50 субъектов РФ (в них проживало 80,6% населения страны).

На наш взгляд, еще один возможный подход к определению регионов — потенциальных доноров заключается в том, что субъекты РФ относятся к донорам, если значение индекса донорства превышает 50%. Индекс донорства определяется следующим образом:

Таблица 1

Регионы — потенциальные доноры в 2015 г.

Значение индекса донорства

50-100%

> 100%

Рязанская область, Ярославская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Астраханская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Пермский край, Самарская область, Красноярский край, Иркутская область, Омская область

Республика Коми, Ненецкий АО, Оренбургская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Томская область

* Курсивом выделены регионы, в которых разность между налоговыми и неналоговыми доходами (без учета безвозмездных поступлений) и расходами консолидированного бюджета субъекта РФ неотрицательна.

В данном исследовании мы будем придерживаться нормативного подхода, установленного в законодательстве, и понимать под регионами-донорами субъекты РФ, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

  • размер территории;

  • географическое положение;

  • отраслевая направленность;

  • масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся   в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40%  от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера  и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации производителям

Государственные дотации  могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый  потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило,  к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.  

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.  

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.  

Межбюджетные трансферты как инструмент влияния на доноров

За 2006-2015 гг. доля федеральных налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет регионов, в большинстве регионов-доноров сокращалась (рис. 7). В этот период доля межбюджетных трансфертов в доходах большинства этих регионов, напротив, росла (рис. 8).

В ряде регионов перераспределение налогов в пользу федерального бюджета компенсировалось увеличением удельного веса трансфертов в их бюджете. Частично это было связано с сильными переговорными позициями региональных элит (Республика Татарстан и Челябинская область), а частично — с изменением состава политической команды, руководящей субъектами РФ (Республика Башкортостан, Свердловская и Самарская области).

Особая ситуация характерна для Ярославской и Московской областей, которые были регионами — лидерами по темпам роста налоговых поступлений, но в последнее время стали получать значительные объемы трансфертов.

Для трех субъектов РФ (Красноярский край, Иркутская и Астраханская области) характерно как уменьшение удельного веса федеральных налогов, зачисляемых в консолидированный региональный бюджет, так и сокращение доли безвозмездных поступлений в бюджете.

Наиболее ярко использование межбюджетных трансфертов как инструмента влияния на доноров иллюстрирует ситуация с предоставлением дотаций (особенно на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов11), отраженная на рисунке 9. Видно, что дотации на сбалансированность предоставляются и регионам-донорам, не имеющим права получать дотации на выравнивание, и регионам, утратившим статус донора. Отсутствие четкого основания для предоставления дотаций на сбалансированность позволяет рассматривать данные дотации в качестве инструмента дискреционного характера, то есть зависящего от иных, не бюджетных причин. Сама сущность дотаций размывается тем, что регионы, практически не получающие дотации на выравнивание, могут получать дополнительно значительные объемы дотаций на сбалансированность (Иркутская, Астраханская и Омская области).

Представленный анализ регионов-доноров позволяет еще раз обратиться к самому определению донорства. На рисунке 10 показано, что несмотря на рост и значительный объем налоговых поступлений на душу населения в Красноярском и Пермском краях, Республике Коми и Нижегородской области, эти регионы выбыли из группы доноров и получают дотации на выравнивание, при том что их налоговый потенциал выше, чем у некоторых регионов из группы сохранивших статус доноров. Следовательно, отнесение регионов к категории доноров становится еще более условным и свидетельствует о том, что первоначально заявленные критерии отнесения регионов к группе доноров не отражают реальную сущность этого понятия. А последующая политика выравнивания и повышения бюджетной сбалансированности искажает картину состояния региональных бюджетов. Все это препятствует созданию правильных налоговых стимулов у наиболее обеспеченных регионов.

Какие льготы положены почетному донору России


Чтобы гражданину стать почётным донором России и получать на льготы и выплаты, он должен сдать кровь десятки раз. Среднее количество взятой крови составляет 21 литр, после чего ему дают право использование государственных выплат и льгот. Какие-то из них рассчитаны на один год, другие предоставляются на индивидуальных условиях. Разработкой законодательных мер в отношении льгот занимаются органы власти в регионах.

Как получить звание

Чтобы получить звание, необходимо чтобы общее число раз сдачи было:

  • не меньше 40 заборов крови и её компонентов;
  • не менее 25 заборов крови и её компонентов, а также 40 донаций плазмы крови;
  • не меньше 25 заборов компонентов или крови, а также более 60 донаций плазмы крови;
  • свыше 60 донаций плазмы крови.

Условия получения льгот

Условием получения льгот является донация крови в нужном количестве. Для этого, в первую очередь, желающий получить сдать кровь, должен соответствовать таким требованием:

  1. Возраст, старше 18 лет, но моложе 60 лет.
  2. Масса тела более 50 кг.
  3. Без заболеваний или инфекций.

Перед началом забора крови медики обязаны провести клинические исследования для выяснения состава крови. После их получения врач выносит заключение о том, можно ли человеку становиться донором. Желающий сдать кровь должен заблаговременно пройти медицинские обследования, посетить кардиолога, сдать флюорографию, а также анализы.

Выплата донорам

Законодательно существуют отдельные льготы для доноров крови. Среди них предоставление продуктов питания, дополнительных выходных на рабочем месте или денежной компенсации.

Гражданам со званием почётного донора может назначаться денежная выплата, предоставляемая каждый год. В 2022г. размер она составляет 15 109,46 руб. Однако чаще всего это касается только тех людей, которые имеют редкую четвёртую группу крови и отрицательный резус.

Законодательная база

Отдельные привилегии и льготы для людей, которые захотели стать донорами, предусмотрены ФЗ РФ «О донорстве крови и её компонентов». Также Трудовой Кодекс предусматривает определённые условия для тех, кто сдаёт кровь. Например, согласно ТК, работник может быть освобождён от выполнения обязанностей на месте работы, если в этот день проходит обследование. При этом заработок в этот день сохраняется.

Если в день, когда сотрудник сдаёт кровь, он был на рабочем месте, ему может быть предоставлен оплачиваемый выходной в любой другой день. Если в день донации работника и так освободили от работы из-за болезни, оплачиваемый выходной ему не будет предоставлен.

Если учреждения, осуществляющие донацию, не могут обеспечить донора питанием, они обязаны предоставить денежную компенсацию обеда.

10 самых дотационных регионов России

В ноябре прошлого года Минфин России опубликовал перечень регионов, которые могут рассчитывать на дотации в 2020 году. Ведомство назвало дотационными 72 субъекта РФ (из 85). В указанных регионах доля дотаций разная. Можно выделить 10 из их числа, у которых потребность в дотациях из федерального бюджета особенно высокая. Что же это за регионы?

10. РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Башкирии в 2020 году из федерального бюджета предполагается выделить почти 17.2 млрд рублей. Это 10-й показатель по размеру субсидий регионам в 2020 году.

В прошлом году Башкортостан по размеру выданных субсидий из федерального бюджета тоже попал в топ-10. Тогда регион получил 15.6 млрд рублей.

На тот момент республика тоже была на 10-м месте в списке самых дотационных субъектов страны.

9. РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Данный регион особенно сильно зависим от федеральных денег. Социально-экономическое положение республики очень печальное. Тут и высокая безработица, низкие зарплаты, одна из худших в стране криминальных обстановок.

Доля федеральных субсидий в бюджете республики давно превышает 50% (а по некоторым данным все 75%). В 2020 году Тыве предполагается выделить из федерального бюджета 18.6 млрд рублей. В прошлом году регион получил 16.

9 млрд рублей.

8. РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Крым не мог не попасть в этот список. Единственное, что уж больно низко регион в этом рейтинге расположился. В 2020 году Крым должен получить из федерального бюджета почти 21.5 млрд рублей. В 2019 году Крым получил субсидий на 20.4 млрд рублей. Стоит отметить, что доля федеральных субсидий в бюджете республики превышает 65%.

7. РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Данный регион в 2020 году должен получить более 21.8 млрд рублей. Бюджет Бурятии более чем на 47% состоит из федеральных субсидий. В 2019 году их размер составил 19.9 млрд рублей.

6. СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

Почти 33% бюджета Ставрополья состоит из федеральных денег. Два последних года край уверенно занимает 6-е место по размеру получаемых дотаций. В прошлом году их размер составил 22.1 млрд рублей. В 2020 году Ставрополье должно получить из федерального бюджета почти 24.3 млрд рублей.

5. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Бюджет данного региона почти на 40% зависит от федеральных дотаций. Край два последних года уверенно входит в топ-5 самых дотационных регионов страны. В прошлом году Алтайский край получил из федерального бюджета 26.8 млрд рублей. В 2020 году региону должно быть выделено уже 29.

5 млрд рублей. Стоит отметить, что соседняя Республика Алтай более зависима от федеральных дотаций. Почти 70% ее бюджета состоит из федеральных субсидий. Но при этом по размеру дотаций Республика Алтай в 2020 году не вошла даже в топ-25. Только 28-е место с суммой дотаций в 9.3 млрд рублей.

4. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Уже давно не секрет, что Чечня имеет особое привилегированное положение в плане дотаций из федерального бюджета. Кто-то даже называет эти дотации данью.

Бюджет республики почти на 80% состоит из федеральных денег. Это самый дотационный субъект страны. Но по размеру дотаций все же Чечня не лидирует. В 2020 году республика получит почти 33.5 млрд рублей.

В прошлом году сумма была чуть поменьше – 30.4 млрд.

3. КАМЧАТСКИЙ КРАЙ

Открывает тройку лидеров по дотациям Камчатский край. В этом году ожидается, что регион получит из федерального бюджета более 41 млрд рублей. В 2019 году Камчатка получила от государства 37.4 млрд рублей. Бюджет региона на 61% состоит из федеральных денег.

2. РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Это далеко не самый бедный регион страны. Более того, это довольно зажиточный регион России, который ежегодно получает из федерального бюджета большие суммы денег. И это при том, что бюджет республики только на 32.

6% зависит от федеральных субсидий. Все же это далеко не самый высокий показатель по стране. При этом последние годы Якутия получает одни из самых больших сумм денег от государства.

В 2019 году Саха получила почти 47 млрд рублей из федерального бюджета, а в 2020 – почти 51.6 млрд.

1. РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Лидером по дотациям в 2020 году стал Дагестан. У этой республики тоже особое привилегированное положение в плане федеральных денег. Но все же не такое, как у Чечни.

Однако, в этом году Дагестан должен получить на отмывание самую большую сумму денег из государственной казны – почти 72.9 млрд рублей. В 2019 году республика тоже была лидером по размеру дотаций. Тогда регион получил 66.3 млрд рублей.

Видимо, у федерального бюджета появился новый фаворит, кому он щедро отдается. Кстати, бюджет Дагестана более чем на 67% зависим от федеральных субсидий.

На какие цели выдаются дотации регионам?

Межбюджетные трансферты, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе, не имеют целевого направления (ст. 6 БК РФ). Однако, отсутствие целевого назначения не свидетельствует об отсутствии контроля за использованием средств. Они выделяются для выравнивания уровня бюджетов субъектов федерации, направлены на удовлетворение общественных, социальных интересов, на поддержание экономического и социального благосостояния субъекта и граждан в нем проживающих.

Соответственно, будет целесообразно просчитать, сколько денег приходится на одного жителя дотационного региона.

Дагестан Республика

59 065 832,5 3 063 885 19,28

Саха (Якутия) Республика

43 944 997,7 964 330 45,57

Камчатский край

39 357 697,2 315 557 124,72

Алтайский край

27 129 122,5 2 350 080 11,54

Чеченская Республика

27 078 463,8 1 436 981 18,81

Ставропольский край

19 202 709,7 2 800 674 6,86

Бурятия Республика

18 298 640,3 984 511 18,59

Крым Республика

17 714 025,6 1 913 731 9,26

Башкортостан Республика

16 433 477,4 4 063 293 4,04

Тыва Республика

15 732 671,2 321 722 48,90

Ростовская область

13 851 965,4 4 220 452 3,28

Курганская область

12 996 957,2 845 537 15,37

Брянская область

12 805 744,9 1 210 982 10,57

Забайкальский край

12 131 146,2 1 072 806 11,31

Ивановская область

11 636 525,0 1 014 646 11,47

Кабардино-Балкарская Республика

11 085 531,8 865 828 12,80

Кировская область

10 007 230,0 1 283 238 7,80

Чувашская Республика — Чувашия

9 917 143,0 1 231 117 8,06

Чукотский автономный округ

9 774 052,9 49 348 198,06

Алтай Республика

9 645 506,4 218 063 44,23

Ингушетия Республика

9 197 281,2 488 043 18,85

Карачаево-Черкесская Республика

9 134 791,1 466 305 19,59

Тамбовская область

9 112 852,8 1 033 552 8,82

Северная Осетия Республика

8 983 902,7 701 765 12,80

Архангельская область

8 824 435,8 1 155 028 7,64

Краснодарский край

8 737 922,3 5 603 420 1,56

Карелия Республика

8 542 541,4 622 484 13,72

Приморский край

8 516 042,5 1 913 037 4,45

Саратовская область

8 495 340,2 2 462 950 3,45

Волгоградская область

8 288 733,1 2 521 276 3,29

Челябинская область

7 589 422,7 3 493 036 2,17

Кемеровская область

7 220 710,8 2 694 877 2,68

Воронежская область

7 011 928,6 2 333 768 3,00

Хабаровский край

6 770 381,6 1 328 302 5,10

Пензенская область

6 677 239,2 1 331 655 5,01

Омская область

6 576 685,0 1 960 081 3,36

Марий Эл Республика

6 025 779,7 682 333 8,83

Иркутская область

5 850 352,0 2 404 195 2,43

Орловская область

5 730 043,1 747 247 7,67

Владимирская область

5 579 463,1 1 378 337 4,05

Новосибирская область

5 562 539,9 2 788 849 1,99

Магаданская область

4 977 912,6 144 091 34,55

Псковская область

4 288 008,0 636 546 6,74

Томская область

4 154 423,8 1 078 280 3,85

Тверская область

4 076 536,8 1 283 873 3,18

Оренбургская область

3 974 113,2 1 977 720 2,01

Нижегородская область

3 929 022,6 3 234 752 1,21

Калмыкия Республика

3 844 346,7 275 413 13,96

Адыгея Республика

3 798 076,2 453 376 8,38

Курская область

3 773 624,0 1 115 237 3,38

Костромская область

3 702 949,7 643 324 5,76

Удмуртская Республика

3 632 692,7 1 513 044 2,40

Амурская область

3 602 260,5 798 424 4,51

Рязанская область

3 468 529,3 1 121 474 3,09

Ульяновская область

3 354 936,2 1 246 618 2,69

Смоленская область

3 245 918,2 949 348 3,42

Красноярский край

3 194 525,8 2 876 497 1,11

Хакасия Республика

3 092 734,7 537 513 5,75

Мордовия Республика

2 755 155,5 805 056 3,42

Вологодская область

2 733 988,9 1 176 689 2,32

Севастополь город

2 602 071,2 436 670 5,96

Астраханская область

2 416 618,2 1 017 514 2,38

Белгородская область

2 367 047,5 1 549 876 1,53

Пермский край

2 186 594,0 2 623 122 0,83

Калининградская область

2 166 982,9 994 599 2,18

Еврейская автономная область

1 889 765,5 162 014 11,66

Тульская область

1 845 052,1 1 491 855 1,24

Новгородская область

1 307 096,9 606 476 2,16

Липецкая область

794 283,4 1 150 201 0,69

Ярославская область

685 900,8 1 265 684 0,54

Мурманская область

472 903,0 753 557 0,63

Республика Коми

299 714,8 840 873 0,36

Калужская область

272 673,0 1 012 156 0,27
   
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.