Книги по финансовой грамотности для детей и подростков: топ-20 изданий

Алан-э-Дейл       14.05.2022 г.

Оглавление

Выездные лагеря

Программу «О деньгах и том, как их не потерять» дети изучают в гостиничном комплексе «Менделеево». Школьники 8–11 классовучатся ставить перед собой финансовые цели, разбираются в банковских инструментах и предпринимательстве, изучают, что такое фондовый рынок и как устроены его инструменты. На протяжении смены играют в бизнес-игру.

Длительность программы — 1 неделя. Даты: 15–21 июля, 20–26 августа 2019 года.

Цена — 29 990₽.

Детский лагерь «Лесное озеро» при Финансовом университете расположен в Солнечногорском районе. Программа включает тематические игры, мастер-классы, лекции на иностранном языке от преподавателей университета, шоу-программы и спортивные мероприятия.​​ Весенняя программа рассчитана на учащихся 8–11 классов.

Даты ближайшей смены: 7–13 апреля 2019 г.

Цена — 19 500 ₽.

ЛЭШ-2019 пройдет в загородном доме отдыха «Покровское». Организовывается при участии преподавателей Высшей школы экономики и Российской экономической школы, российских и зарубежных исследователей и практиков. Программа академическая и ориентирована в первую очередь на тех, кто нацелился участвовать в олимпиадах по экономике.

В первой половине дня школьники 8–11 классов посещают обязательные занятия, а во второй — занятия по выбору, мастер-классы, кружки. В программе — математика, теория игр, макроэкономика, финансы и работа с данными. По итогам обучения при условии успешной сдачи зачёта участники получают сертификат о прохождении программы летней школы НИУ ВШЭ.

Даты: с 10 по 26 августа 2019 года.

Цена будет объявлена в начале апреля. Есть система скидок и грантов.

Дети 5–14 лет размещаются в гостинице Baltic Beach hotel. В течение смены их занимают играми на развитие финансовой грамотности, спортивными и развлекательными мероприятиями, походами, проводят для них мастер-классы и тематические мероприятия.

Даты: восемь недельных смен с 17 июня по 11 августа 2019 года.

Цена — €294за неделю. Разовое посещение (один день) — €42.

Смену указывают в сертификате победителя.

Финансовая грамотность для детей начинается с отношений с родителями

«Деньги — это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче. Одного позитивного мышления недостаточно, потому что большинство людей не выносят из школы никаких знаний о том, как работают деньги, и всю жизнь работают сами».

— Роберт Кийосаки

Недостаток денег в семье, как и их избыток, окажут влияние на отношения ребенка с ними в будущем. Но это не значит, что родителям нужно «лечь костьми», чтобы отдать «все лучшее — детям»

На мой взгляд, финансовая грамотность для детей начинается с того, чтобы родителям оставаться честными с собой и понять, что деньгами и подарками ребенка воспитать невозможно, это можно сделать только заботой и своим вниманием. Поэтому, обязательно установите семейные традиции, которые будут способствовать укреплению вашей связи с детьми и налаживанию отношений: совместные приемы пищи, бытовая деятельность по дому, настольные игры, прогулки, чтение, разговоры перед сном

Деньги — это сила, ребенок в определенный момент поймет это и захочет стать обладателем этой силы, чтобы обрести независимость от родителей. Не переусердствуйте! Если ребенку 6-14 лет, то независимость будет условная, а нервы он будет делать вам на миллион.

Вот почему так важно давать ребенку много заботы и внимания, чтобы у него не было острого желания стать независимым от родителей в раннем возрасте. Но как при этом соблюсти баланс, чтобы он в итоге не сел на шею и не потерял мотивацию?. Для начала, почувствуйте разницу между потребностью в деньгах и желанием ими обладать

Первое может быть только в том случае, если родители не в состоянии обеспечить базовые потребности ребенка (например, очень бедная семья). А второе — ответьте себе на вопрос, нужно ли поощрять и ради чего?

Для начала, почувствуйте разницу между потребностью в деньгах и желанием ими обладать. Первое может быть только в том случае, если родители не в состоянии обеспечить базовые потребности ребенка (например, очень бедная семья). А второе — ответьте себе на вопрос, нужно ли поощрять и ради чего?

Как обучить ребенка финансовой грамотности? Обсуждать денежные принципы и объяснять их простым языком.

Как научить ребенка финансовой грамотности через карманные деньги?

И все же, мы неизбежно сталкиваемся с тем, что 6-летний ребенок идет в школу и начинает просить карманные деньги. Как с этим быть? Давать или не давать? Платить ли за оценки? Оплачивать помощь по дому?

Самые богатые люди планеты, такие как Билл Гейтс и Дэвид Рокфеллер, учили своих детей зарабатывать деньги самостоятельно. Я разделяю такой подход, поэтому не буду давать советов, а лучше сформулирую коучинговый вопрос, который вы примените конкретно к своей семье: как дать ребенку заработать экологичным путем? В данном контексте «заработать экологично» — это значит безопасно, бережно в отношении детской сущности и без последствий, о которых будут жалеть родители и сам ребенок.

— Мам, а вот Артемке родители деньги дают за учебу: за пятерку — 1000 рублей, за четверку — 500 рублей, за тройку — отнимают 500 рублей, за двойку — отнимают 1000 рублей…

— Ну и много Артемка заработал?

— Нет, он сейчас на автомойке долг родителям отрабатывает. 

Игры и приложения по финансовой грамотности для детей

Онлайн игра и мобильное приложение — Финзнайка

Она состоит из двух игр: “Финзнайка” для 5 — 11 классов и “Финзнайка 6+” для начальных классов. Обе игры можно установить как на телефон и на планшет, а также можно проходить уровни на сайте.

В игровой форме можно проверить знания у детей и их родителей по таким разделам как:

  • Налоги
  • Деньги
  • Семейный бюджет
  • Семья и государство
  • Банки
  • Валюта
  • Страхование
  • Бизнес и другие

В игре доступна возможность работать под присмотром наставника: родителя, педагога, дедушки, сестры и даже друга.

Онлайн игра — Тайна потерянной копилки

Играть в игру могут дети от 6 лет и даже взрослые. Цель игры объяснить такие вопросы как:

  • Грамотное обращение с деньгами
  • Планирование своих расходов
  • Как накопить на свои покупки?
  • Как избежать рисков при обращении с деньгами?
  • Чем поможет вклад в накоплении денег на мечту?

Чтобы детям было легче понять тему, обучение сделали в формате захватывающей игры.

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста

Уже начиная с раннего возраста, с 3-4 лет, когда малыш начинает проявлять интерес к деньгам, можно начинать обучение. Нужно наглядно показывать, как именно распоряжаться деньгами

Важно объяснить ему, что не нужно покупать игрушки и вкусняшки импульсивно. Чтобы малыш смог ощутить себя взрослым, дайте ему купюру и позвольте самому оплатить покупки

Всегда расплачивайтесь наличными, а не картой. Оплата наличными даст возможность ощутить процесс расставание с деньгами.

Карманные деньги — это самый лучший способ научить ребенка обращаться с ними. Можно ввести такое правило, что ребёнок будет получать столько карманных денег, сколько ему лет. Допустим, 3 года — 3 рубля в день, 4 года — 4 рубля и т.д. Если вы дали наличные, то уже не отбирайте их и не контролируйте куда он их потратит. Это уже его деньги и он решает куда их потратить.Если ему не хватает еженедельной суммы, и он желает купить что-то подороже, то не нужно добавлять деньги.

Предложите ребёнку подождать, на следующей неделе он получит еще сумму, и уже сможет позволить себе купить то, что он хочет. Это прекрасная возможность научить его не только накапливать, но и не совершать импульсивные покупки, а потерпеть, и купить что-то действительно стоящее. Выдавайте карманные деньги регулярно. Психологи рекомендуют для накоплений использовать прозрачную баночку, ее легко открывать, и она поможет ребёнку видеть сколько денег у него есть на данный момент, как их количество увеличивается или уменьшается со временем.

Детям постарше можно предложить завести, например две прозрачные копилки. Пусть он напишет на одной — “Копить”, а на другой «Тратить”. Таким образом, будет видно сколько ещё нужно откладывать на свои цели, а сколько можно потратить. Копилка “Тратить” должна быть под финансовой ответственностью ребенка, пусть он сам решает, что делать с этими деньгами

Но важно установить границы, что именно нельзя покупать, даже если на это у него есть деньги. Решите, за что ребёнок будет платить сам

Потребности, как правило, оплачиваю родители. Это одежда, еда, школьные принадлежности, дополнительные занятия и другие, необходимые в современном мире, вещи. Например, он может сам пополнять баланс на телефоне из карманных денег. Другой вопрос, как же быть с желаниями? Желания — это то, без чего ребенок может обойтись. Проведите границу между тем, за какие желания платите вы, а за какие он. По мере взросления, ответственность по оплате своих желаний, он должен осуществлять сам. Задача родителей со временем переложить ответственность за “желания”, на плечи ребёнка.

Для более глубокого понимания доходов и расходов, напишите на листке сумму доходов семьи, а также обязательные ежемесячные траты: оплата коммунальных услуг, питания и т.д. Отнимите суммы из доходов.Так ребенок сможет наглядно увидеть, сколько осталось средств, на приобретение желаемого. Помогите определить сколько нужно откладывать, чтобы получить желаемое, например, через полгода.

Таким образом вы постепенно приучите его к самостоятельности и ответственности, сформируете навыки взрослого и финансово грамотного человека. Умение распоряжаться личным бюджетом, поможет ребёнку в будущем жить комфортно и достигать своих целей.

Финансовая социализация: от родителя к ребенку

Только половина взрослых в странах ОЭСР ориентируется в финансовых услугах, а 26% не обладает даже базовыми знаниями. В России уровень финграмотности в целом растет, но проблемы все равно остаются: многие попадаются на уловки мошенников, не умеют откладывать деньги или переоценивают свои способности. И хотя связь между материальным благополучием и финграмотностью давно доказана, уроки по управлению финансами пока большая редкость в российских школах и вузах. А начинать обучение нужно в самом раннем возрасте.

Первые экономические понятия, такие как стоимость или обмен, дети способны усвоить еще в 3 года. А наблюдения Кембриджского университета показали, что финансовые привычки формируются у ребенка уже в возрасте 7 лет – и изменить их в будущем не так просто.

Обычно дети развивают финграмотность в процессе «финансовой социализации» – они наблюдают за родителями и переносят их паттерны поведения или следуют советам взрослых. Это полезная тактика: как показывают опросы, дети, с которыми родители открыто обсуждали финансовые темы, аккуратнее обращаются с деньгами.

Финграмотность не ограничивается умением копить или считать. На финансовое благополучие в будущем влияют паттерны поведения и некоторые черты характера, которые тоже нужно развивать в детстве. Например, сила воли.

Знаменитый зефирный эксперимент Стэнфордского университета показал: дети, которые готовы терпеливо ждать вознаграждения, обычно добиваются большего успеха в жизни.

Это подтверждает и эксперт по личным финансам Бетт Коблинер, автор книги «Make Your Kid a Money Genius». По ее словам, терпение – это одно из важных качеств. Если сегодня ребенок терпеливо стоит в очереди на детскую площадку, то через 10-15 лет он сможет так же терпеливо откладывать деньги. Обучение финансовой грамотности в целом должно состоять из двух элементов: отработки практических приемов и развития личностных качеств. Но как донести знания до ребенка, а главное, в каком возрасте начинать?

Платные программы

Для тех, кто не смог подобрать себе бесплатные программы, подготовила список платных курсов.

Инструкция к деньгам – онлайн-курс Никиты Конева

Инструкция к деньгам – это поэтапный план достижения финансовой независимости: от конкретных инструментов погашения долгов до получения пассивного дохода от инвестиций. Курс разделен на 5 модулей, 39 уроков. В комплекте рабочие тетради с практическими заданиями. За каждым учеником закрепляется личный куратор. Стоимость участия – 4 990 ₽.

Автор курса Никита Конев является практикующим инвестором, учеником Тони Роббинса и богатого папы из книги Р. Кийосаки.

Финансовая грамотность – Иван и Елена Хлебниковы

Финансовая грамотность – курс из 4 видеолекций, плюс возможность задать вопросы авторам. Программа учит навыкам составления и управления личным бюджетом, алгоритму создания капитала, основам личного финансового планирования.

Авторы – Иван и Елена Хлебниковы. Оба имеют аттестаты на инвестиционную лицензию FINRA.

Стоимость – 3 000 руб.

Разумные финансы – Академия финансовой грамотности

Разумные финансы – это семейный проект Андрея и Евгении Кулага продолжительностью 1 месяц. За это время слушатель курса научится оценивать свое финансовое состояние и ставить цели, возьмет под контроль расходы, поймет, как снизить или избавиться от долгов, узнает все методы накопления, подготовится к инвестированию.

Практикум “Где ваши деньги?” – Филипп Богачев

Практикум “Где ваши деньги?” – продолжительность 9 недель, курс состоит из вебинаров и уроков в личном кабинете. По окончании выдается сертификат. Стоимость – 6 900 ₽.

Содержание программы обучения: оценка доходов и расходов, выбор инвестиционных инструментов и составление личного финансового плана, способы снижения расходов, управление деньгами, варианты создания пассивного дохода и др.

Основы инвестирования и финансовой грамотности – Udemy

Основы инвестирования и финансовой грамотности – курс для новичков в мире финансов. Состоит из 16 видеолекций, доступ к которым остается навсегда. Стоимость – 20,99 $.

Программа познакомит с правилами финансовой грамотности, разными видами инвестирования, научит составлять личный финансовый план. По окончании слушатель получит набор знаний и навыков по управлению личными финансами.

Онлайн-курс по финансам – Hedu

Онлайн-курс по финансам для новичков, которые хотят разобраться со своими финансами и научиться выгодно вкладывать деньги. Стоимость – 390 ₽. Занятия проходят в формате вебинаров, домашних заданий к каждому уроку с проверкой и ответами на вопросы. По окончании состоится защита собственного проекта с получением сертификата.

В программе такие вопросы, как личные средства, банк, потребительское страхование, операции с недвижимостью, фондовый рынок и игры на бирже, пенсионное обеспечение, финансовый анализ, электронные финансы, налоги, планирование финансов и финансовая безопасность.

Финансовая трансформация – Илья Яковлев

Финансовая трансформация – трехнедельный тренинг-интенсив по наработке навыков управления финансами. В программе изучаются вопросы личных финансов, бюджетирования, создания личного финансового плана, инвестирования.

Курс состоит из 14 видеоуроков и 5 вебинаров. На выбор есть 3 варианта участия за 16 000, 24 700 и 60 000 руб. В первом пакете нет обратной связи по домашним заданиям.

Финансовый поток – Иван Ермаков

Финансовый поток – 3-месячный курс, 3 варианта обучения со стоимостью от 8 000 до 15 000 ₽. Автор – Иван Ермаков, практикующий инвестор, инвестиционный консультант с 2011 года.

Программа курса: банки, кредиты, основы финансовой грамотности, денежный поток и мышление богатых, бюджет и его оптимизация, финансовые цели и личный финансовый план, капитал, программное обеспечение инвестора, экономическая теория, практика применения инвестиционных инструментов.

Семейные финансы – Сергей Луценко

Семейные финансы – курс рассчитан на 21 день и еще месяц поддержки для закрепления полученных навыков. Посвящен правильному ведению семейного бюджета, планированию доходов и расходов. Состоит из онлайн-уроков, домашних заданий, общения в закрытом чате Telegram. Ориентирован в первую очередь на украинских клиентов.

Автор – С. Луценко. Основатель школы финансовой грамотности FinlQ School, финансовый консультант более 15 лет, организатор конференции PROДеньги.

Как обучать финансовой грамотности

Начинать с трех-четырех лет. Ребенка, который неплохо разговаривает и умеет играть в ролевые игры, вполне можно знакомить с финансами. Детям в этом возрасте интересно не просто разглядывать монеты, но сравнивать с собой разные номиналы, узнавать о том, зачем нужны деньги. Можно играть в магазин, выступая в роли то продавца, то покупателя и моделировать ситуации «не хватило денег», «сегодня скидки», «продавец предлагает ненужный товар». Чем раньше ребенок познакомится с финансовыми понятиями, тем проще с ним будет говорить на эти темы, просить его отказаться от ненужных покупок. 

. Если вы часто совершаете импульсивные покупки и часто берете в долг, то вряд ли сможете научить детей экономить и не пользоваться кредитами

Поэтому важно сначала повысить собственную финансовую грамотность и пересмотреть отношения с деньгами. 

Заниматься регулярно. Финансовая грамотность, как и любой комплекс навыков, прокачивается от постоянных постепенных занятий. Если вы разговариваете с ребенком о деньгах, только когда дарите ему их на день рождения, это мало влияет на его грамотность. А если он постоянно копит на большие покупки, каждый раз в магазине помогает сравнить цены на товары, то этого будет достаточно, чтобы воспитать в себе базовые навыки. А с кредитами и инвестиционными инструментами он разберется потом. 

Принимать решения вместе

Ребенку важно почувствовать, что от его умений что-то зависит. Поэтому важно, чтобы он не просто сравнивал цены, но давал вам советы

Обсуждайте бюджет, рассказывайте о том, как изменяются ваши доходы и расходы, планируйте покупки — это может быть очень увлекательным занятием, объединяющим семью. А чем больше вы доверяете ребенку, тем больше он будет ценить собственную самостоятельность и помогать вам. 

Выдавать деньги. Причем не только карманные. Ребенок может платить за квартиру или покупать корм для животных — это будет его большая задача, которую обязательно нужно выполнить. Так он еще лучше научится контролировать и собственные карманные деньги. 

Личные финансы ребенка

В три года дети с удовольствием вручают продавцу монеты за конфеты, а в четыре уже могут сделать выбор, если дать им деньги и сказать, на какие продукты их хватит. Детская копилка в этом возрасте может стать одним из первых инструментов, показывающих пользу накоплений и участия в общих покупках. Родители должны поощрять желание ребенка откладывать средства для определенной цели, чтобы он тренировал свою волю и не поддавался соблазну потратить их. 

Во время похода в магазин пятилетки могут самостоятельно приобретать товары по списку, высказывать мнение по предстоящим расходам и принимать решения. Ребенку постарше можно давать деньги, например, на неделю. При этом нужно объяснить, что он может потратить их в один день, но тогда придется ограничивать себя до следующего поступления. Лучше распределить сумму на части, чтобы хватило на все дни. Из них можно выделять 10% для копилки, если ребенок хочет приобрести определенную вещь. А чтобы ему было удобнее контролировать расходы, скачайте на смартфон приложение по бюджету.

Дети в семь-девять лет должны понимать, почему одни и те же товары могут стоить дороже или дешевле: как на цену влияют место покупки, качество, бренд. Объясните, что рекламе не всегда можно доверять. В этом возрасте ребенок может планировать свой бюджет, ставить цели по накоплению суммы на 2-3 месяца.

Подросток может откладывать деньги на отдаленные траты: на летние каникулы или для покупки инструментов для своего хобби, на подарки членам семьи в праздники, на дни рождения. Он уже может задуматься о будущей профессии и определить, какие навыки надо развивать, какие курсы или семинары стоит пройти и сколько потребуется средств.

Игровой формат

Геймификация — один из самых действенных инструментов, который используется для обучения во всем мире. Используйте все, что помогает моделированию различных ситуаций по получению дохода и расходованию средств: от традиционных настольных игр и квизов до современных приложений типа Minecraft. В игре можно быстро понять, к чему приводят разные варианты решений, как ни в коем случае поступать нельзя, а что надо делать обязательно. 

Прокачать навыки правильного обращения с деньгами помогут:

  • «Монополия»;
  • «Денежный поток для детей»;
  • «Стартап»;
  • «Семейный карман».

Они способствуют освоению экономических терминов, пониманию процессов финансового планирования и формирования семейного или бизнес-бюджета, инвестирования, учат, как избежать рисков и увеличить свой капитал, быстро принимать решения, исправлять ошибки. 

В домашних условиях с дошкольниками можно играть в «Мини-банк». Правила простые: для покупки определенной вещи в дом домочадцы отдают ребенку мелкие монеты.  В своем мини-банке он записывает, сколько поступило денег всего и от каждого члена семьи персонально, подсчитывает, сколько надо еще собрать. Для ведения учета можно подобрать приложение на смартфоне или помочь ребенку сделать таблицу в тетради. Банкиру нужно будет оплатить работу после достижения цели.

Детей, которые уже освоили счет, нужно познакомить с номиналом монет и купюр, научить их обменивать мелкие денежные знаки на более крупные, подсчитывать сдачу. Эту игру очень легко устроить. Приготовьте побольше мелочи и бумажные деньги, часть дайте детям, а часть оставьте в кассе и организуйте на столе мини-магазин, разложив любые фрукты, сладости, игрушки с ценниками. Каждый может потренироваться в роли покупателя, которому нужно будет сориентироваться, на что у него хватит денег, сделать покупку, подсчитать сдачу, а затем поработать продавцом. Такая игра развивает социальные навыки общения: улыбаться продавцу и покупателю, вежливо обращаться и благодарить.

В результате тренировки ребенок будет увереннее себя чувствовать при покупках в магазине, научится пользоваться деньгами и проверять сдачу. Дети постарше в роли продавца могут подсчитать свой доход и прибыль, отложить деньги на закупку новой партии товара, а что-то потратить. Для закрепления навыков берите детей с собой в магазин и давайте им возможность самостоятельно — от выбора продукта до оплаты — совершать покупки под вашим ненавязчивым контролем.

Банковская карта

Понятно, что, с одной стороны, наличные деньги очень хороши в обучающих целях, потому что ребёнок учится деньги осязать, трогать, он привыкает к ним. В этом смысле, когда мы платим по карте, мы психологически немножечко иначе относимся к своим расходам. Деньги утекают быстрее. Поэтому, мне кажется, что, конечно, ребёнку нужно учиться работать с наличными деньгами. Но при этом банковская карта — тоже полезный и интересный инструмент.

Возрастные ограничения

Многие банки открывают карты детям, начиная уже с 6 лет. Это дополнительные карты, которые привязаны, конечно же, к счёту родителей. Подросток, который уже получил паспорт, может самостоятельно оформить карту, но для этого может потребоваться письменное согласие родителей.

Детские приложения

Сейчас банки довольно активно разрабатывают совершенно разнообразные приложения для детей. Есть такое приложение у Тинькофф, которое называется Junior. Есть детское приложение и у Почта Банка. Банки очень часто предлагают маленьким деткам разнообразные программы лояльности, кешбэки. Это всё очень полезно. Это формирует навык обращения с деньгами. Ребёнок учится отслеживать свои доходы и расходы. Ребёнок учится управлять деньгами через банковские приложения. Это хороший и полезный навык.

Мне кажется, завести ребёнку такую карту будет очень полезно. Тем более что наличные всегда можно потерять. А если у ребёнка есть карта, то, соответственно, в любой момент, что бы ни случилось, вы можете легко и просто перебросить ему деньги. В общем, если ещё не завели, я думаю, что стоит это сделать.

Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?

Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.

В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.

В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).

А уже в 10-12 лет можно говорить об эффективности детских накоплений и вводить понятие кредитования. Десятилетние малыши легко справляются со школьными растратами, организацией досуга и могут понимать ситуацию в семье. Они видят, есть ли у вас финансовые проблемы и оценивают возможности с учетом личных потребностей.

В 11-12 лет ребенок может справиться с планированием своего бюджета и откладывать от части полученных им доходов (примерно 10-30%) с целью накопления денежных средств. Он прекрасно понимает, что означает сложная финансовая ситуация для семьи. Поэтому без усилий экономит и делает выбор в пользу необходимых покупок (школьные принадлежности), сводя бесполезные (жвачки, сладости, чипсы) к минимуму.

11-12-летние школьники при помощи родителей могут контролировать свои банковские вклады и пользоваться кредитными картами (подобные банковские продукты доступны в 6-14 лет)

При правильном подходе школьники понимают важность выполнения своих кредитных обязательств (знают о необходимости внесения минимальной ежемесячной суммы для погашения займа)

Когда детям исполняется 13-15 лет, их следует учить принципам зарабатывания денег. Поиск дополнительного заработка с целью получения прибыли способствует развитию предпринимательского духа. Финансовая грамотность школьников и подростков в данном возрасте поможет в выборе их будущей профессии.

В 16-18 лет несложно ставить собственные финансовые цели, вести учет личного бюджета, использовать разнообразные денежные инструменты (пластиковые карты, электронные кошельки, банкинг). 16-летние учащиеся знают о товарообменных соглашениях. Они способны вести диалог с потенциальными работодателями и анализировать финансовую информацию.

Ход занятия:

В: Сегодня мы будем снимать телепередачу, и на съемку я пригласила нашего друга Совенка.

На экране появляется Совенок.

С.: Здравствуйте, ребята! Я так рад нашей встрече! Спасибо, что пригласили меня к себе, с вами всегда так интересно!

В.: Сегодня тема нашей телепередачи – Все профессии нужны, все профессии важны. Участники телепередачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились! Начали!

Доброе утро, уважаемые телезрители!

Сегодня мы поговорим о разных профессиях.

Вопросы детям:

Что такое профессия? (это труд, которому человек посвящает свою жизнь)

Какие профессии вы знаете? (воспитатель, продавец, врач, строитель и т. д.)

Каждое утро члены вашей семьи уходят на работу. Где работают ваши родители? (ответы детей)

В.: Уважаемые телезрители, в этом чудесном мешочке спрятаны предметы, нужные для разных профессий. Ребята сейчас познакомят вас с ними.

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель предлагает детям, не глядя в мешочек, достать любой предмет. Ребенок, взяв предмет из мешочка, называет его и определяет, для какой профессии он нужен.

В.: Спасибо всем!

Пора всем немного отдохнуть!

Физкультминутка.

Игра «Мамина профессия»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет «папину» профессию. Ребенок возвращает мяч и называет такую же «мамину» профессию.

Ткач – ткачиха, повар – повариха, артист – артистка, певец – певица, художник – художница, спортсмен – спортсменка, продавец – продавщица, поэт – поэтесса и т. д.

С.: Ребята, моя мама научила меня такой пословице «Хорошая работа мастера хвалит». Как вы думаете, что это значит?

Дети объясняют смысл пословицы.

В.: Уважаемые телезрители! Наши ребята тоже знают пословицы о труде.

Дети:

Терпение и труд все перетрут.

Какие труды, такие и плоды.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Птицу узнают в полете, человека – в работе.

Дети объясняют смысл пословиц.

Проблемная ситуация.

В.: Ребята,представьте себе такую ситуацию:

Если бы не было продавцов, то…

Если бы не было водителей, то…

Если бы не было дворников, то…

Дети делают вывод о многообразии профессий, их важности и необходимости. В.: Много на свете профессий

Все они нужны, все профессии важны. Кем хотите стать вы, дети? Давайте возьмем интервью у наших участников

В.: Много на свете профессий. Все они нужны, все профессии важны. Кем хотите стать вы, дети? Давайте возьмем интервью у наших участников.

Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют, почему.

Финансовая грамотность: основные правила

Правило № 1. Не делать спонтанных покупок

Первое чему важно научиться ребенка — не покупать сразу то, что хочется, а дать себе время подумать. Например, ребенок увидел в магазине приставку и тут же просит родителей ее купить

Простого «нет!» в этой ситуации будет недостаточно. Объясните своему чаду, что решения о дорогих покупках не принимаются спонтанно. Затраты на этот месяц уже расписаны, и его пожелания, увы, не внесли в этот список. А иногда достаточно просто выйти из супермаркета, чтобы избавиться от навязчивого желания.

Правило № 2. Планировать накопления

Если все же жажда получить приставку осталась, предложите альтернативу: запланировать покупку, например, через месяц; попросить ее подарок на Новый год, найти похожее, но дешевле или продать то, чем не пользуешься. Можно накопить, откладывая небольшую сумму из карманных денег. Например, не покупая жвачки и чупачупсы каждый день.

Правило № 3 Ставить финансовые цели

Сделать коллаж или доску объявлений, чтобы визуализировать финансовые цели вашей семьи. Ежедневное напоминание об отпуске, на который вы откладываете деньги, или о доме, который хотите купить, помогает не потерять общие цели в ежедневном хаосе.

Правило № 4. Планировать затраты

Чтобы научить планировать затраты, необязательно использовать финансовые программы или таблицы Excel. Можно сделать рисунок-копилку вроде этого. Здесь хорошо видно, как с каждой отложенной купюрой в кармашке прибавляется денег, приближая нас к заветной цели.

Источник

Заготовку для рисунка-копилки можно скачать здесь.

Можно также использовать большую банку и каждую неделю добавляйте в нее деньги. Так ребенок будет видеть, как растет сумма «на его счету».

И еще несколько советов, которые помогут привить правильные финансовые привычки:

  • Выдавайте ребенку деньги крупными купюрами. И дети, и взрослые к крупным купюрам относятся с бОльшей бережностью.
  • Вовлекайте подростка в обсуждение финансовых вопросов уже с 13–15 лет. В это время уже можно советоваться с ним по важным для семьи покупкам. Покажите, как вы планируете семейные расходы и оплачиваете счета.
  • Давайте карманные деньги не еженедельно, а ежедневно, если ребенок пока не может удержаться, спуская все за раз. Это приучит его тратить деньги небольшими частями.
  • Учите на собственном примере и сами будьте финансово грамотными.

Вместо итогов

В 1960 году в Стэндфордском университете провели любопытный эксперимент. Детям предложили выбор между одной небольшой сиюминутной наградой, или увеличением ее вдвое, если они подождут 15 минут. В качестве вознаграждения использовался зефир, печенье или сухарик. Только 10% участвующих в эксперименте смогли сдержаться. В дальнейших исследованиях ученые обнаружили, что у детей, которые умели ждать, жизнь сложилась лучше.

Научить детей контролировать свои желания и привить им бережливое отношение к деньгам — задача непростая, особенно когда вокруг столько возможностей быстро получить желаемое. Но только научившись этому, можно обрести настоящую финансовую свободу.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.