Оглавление
- Структурные подразделения
- Денежные знаки
- Кому он принадлежит и кто им управляет?
- Структура центрального аппарата Банка России
- Государственный или коммерческий банк: что надежнее
- Крупнейшие банки РФ
- Особенности госбанков
- Деятельность государственных банков: задачи
- Фонд
- Банки с государственным участием
- В чем выгода сотрудничества с государственным банком?
- Функции ЦБ
Структурные подразделения
Кто же учредители ЦБ РФ? Известно, что в этом учреждении действуют такие структурные филиалы:
- Департаменты денежного наличного обращения; статистики; прогнозирования и исследований; бухгалтерского учета и отчетности; платежной национальной системы; банковского надзора; корпоративных отношений; допуска и завершения работы финансовых организаций; банковского регулирования; операций на финансовых рынках; слежения за системно немаловажными кредитными образованиями; финансовой стабильности; кредитно-денежной стратегии; страхового рынка; доверительного управления и коллективных инвестиций; микрофинансового рынка; полевых учреждений; межнационального сотрудничества; внутреннего аудита; валютного контроля и финансового мониторинга; товарного рынка и рынка ценных бумаг; обработки отчетности; стратегического развития финрынков; противодействия нечестным практикам; информационных технологий, кадровой стратегии и налаживания работы с персоналом; методологии, экспертизы и контроля закупок ЦБ РФ; финтехнологий, проектов и организации процессов. Также имеются операционный департамент, юридический, финансовый и административный.
- Аппарат Банка РФ.
- Пресс-служба Банка РФ.
- Главный надзор Банка РФ.
- Службы — анализа рисков, по обеспечению доступности финуслуг и защите прав потребителей, текущей банковской инспекции.
- Главные управления защиты и безопасности информации; недвижимости Банка России; противодействия нечестным практикам поведения на раскрытом рынке; методологии финансовой доступности и рынка микрофинансирования.
Денежные знаки
Некоторые эксперты обратили внимание на то, что на российских денежных знаках нет указания страны, где они напечатаны. Ведь надпись «Билет Банка России» никак не указывает на державу, где эти бумажки выпущены
Малоубедительно указывать на купюре, кто ее выпустил. Нужно еще сообщить, где она изготовлена.
Иначе выходит, что наша Родина носит наименование «Банк России». Однако это не так. Не указав державу, в которой напечатаны купюры, Банк России показал, что он к этому государству никакого отношения не имеет.
Многие исследователи заявляют, что денежная купюра «Банка России» не является казенным дензнаком. Ведь ни на одной банкноте нельзя увидеть надпись «Российская Федерация – Россия». Даже орел двуглавый, воспроизводящий Герб РФ, никак не относится к Государственному Гербу. Сравнив два герба, каждый сможет найти десять отличий.
На любой купюре советской был нарисован герб СССР, на какой угодно российской он отсутствует. Хотя согласно канону о ЦБ РФ, Банк России – юрлицо и имеет печать с изображением Госгерба РФ и со своим названием. Так вот, некоторые эксперты считают, что отсутствие Госгерба РФ на банкноте Банка России доказывает то, что эти банкноты не являются правительственными дензнаками, а Банк РФ – не государственный.
Здесь гадать можно долго. Законы РФ о ЦБ РФ крайне противоречивы и запутаны. Эти противоречия появились не вчера, и никто не собирается их устранять. Возможно, потому, что этот статус ЦБ вполне устраивает его владельца. Проще, конечно же, принять такой вывод: хозяин ЦБ РФ – безызвестен, но господство его – неизмеримо.
Кому он принадлежит и кто им управляет?
ЦБ — это самостоятельная, отдельная от государства некоммерческая организация. Формально, это означает, что Центральный Банк — юридическое лицо с неопределенной организационно-правовой формой. В России больше нет организаций с таким устройством, и в этом смысле ЦБ уникален. Поэтому вопрос «кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет» сам по себе некорректен, тем более некорректно спрашивать, кто является его акционером.
Если же смотреть на реальную ситуацию, то фактически полным контролем над Банком обладает так называемая «власть», т.е. Президент, Правительство и Федеральное Собрание РФ. Во всех законодательных и правовых актах, в т.ч. в Гражданском Кодексе, это прямым текстом не указано (за исключением ст. 83 Конституции, где Президенту дано право назначать кого-либо главным председателем ЦБ).
В качестве наиболее важного аргумента в пользу подконтрольности ЦБ государству можно привести следующее: с юридической точки зрения Президент РФ и Правительство РФ могут выпускать Указы и Постановления соответственно, так или иначе касающихся деятельности Центробанка. В результате косвенно над ЦБР установлен контроль
Управление Центробанком осуществляет главный председатель и 14 директоров совета. Главу представительства, как мы уже упоминали выше, назначает Президент соответствующим Указом. Деятельность ЦБ регламентирована отчасти Конституцией, отчасти — отдельными федеральными законами, главным из которых является ФЗ-86.
Формально, Центробанк не принадлежит ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветви власти. Единственным органом в России, прямо влияющим на функционирование данного органа, является Федеральное Собрание: представительство ЦБ обязано ежегодно отчитываться перед ФС о проделанной работе.
Подытоживая все вышесказанное, никаких собственников, «состава владельцев» у ЦБ нет и никогда не было. Это юридическое лицо без учредителя, а значит, оно не является ни частной, ни государственной собственностью. А вот сам ЦБ вполне может быть владельцем какой-нибудь компании. Так, например, по состоянию на 2021 год Центробанку принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка (52,3%).
Структура центрального аппарата Банка России
Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина
Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова
Департамент национальной платежной
системы
А.С.
Бакина
ТЦ «Нудоль» Банка России
О. К. Григорьев
Департамент
проектов и процессов
В.С. Казарин
Департамент информационных
технологий
З. Н. Кахруманова
Операционный
департамент
А.А.
Попов
Департамент
финансовых технологий
К.В.
Пронин
Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин
Заместитель Председателя
О.В. Полякова
Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями
М.Г. Любомудров
Служба текущего банковского
надзора
Б.А.
Шабля
Заместитель Председателя —
руководитель Главной инспекции Банка России
Е.В.
Королева (и.о. заместителя Председателя, и.о. руководителя)
по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину
Департамент обеспечения
банковского
надзора
(в структуре по 30.11.2021 включительно)
А.С.
Данилов
Департамент финансового
оздоровления
А.Ю.
Жданов
Департамент банковского
регулирования
(в структуре по 30.11.2021 включительно)
А.А.
Лобанов
Департамент банковского регулирования и аналитики
Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов
Департамент стратегического развития
финансового рынка
М.А.
Ковригин
Департамент противодействия
недобросовестным практикам
В.В.
Лях
Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг
М.В.
Мамута
Департамент
корпоративных отношений
Е.И.
Курицына
Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций
Л. А. Тяжельникова
Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева
Департамент
финансовой стабильности
Е.О.
Данилова
Служба
анализа рисков
А.П.
Дымов
Департамент международного сотрудничества
А.С. Липин
Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов
Департамент статистики
Е.В.
Прокунина
Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев
«РОСИНКАС»
В.В. Медведев
Департамент наличного денежного
обращения
А.И.
Лахтиков
Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский
Университет Банка
России
А.Ю.
Афонин
Департамент кадровой
политики
П.Н.
Панкин
Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов
Департамент
закупок Банка России
М.В. Тимошенко
Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин
Департамент
денежно-кредитной политики
К.В.
Тремасов
Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев
Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев
по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России
Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров
Департамент информационной
безопасности
В.А.
Уваров
Заместитель Председателя
А.В. Кружалов
Департамент полевых
учреждений
С.В. Белов
Департамент регулирования
бухгалтерского учета
М.С.
Волошина
Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности
И.Ю.
Грановская
Финансовый департамент
О.И. Солодухина
Административный
департамент
С.Б. Якушин
Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин
Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин
В.Е. Данилов
Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля
И.В.
Ясинский
Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин
Департамент
страхового рынка
Ф.Г.
Габуния
Департамент
микрофинансового рынка
И.А.
Кочетков
Департамент инфраструктуры финансового рынка
Л.К.
Селютина
Департамент инвестиционных финансовых посредников
О. Ю. Шишлянникова
Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд
Департамент внутреннего аудита
Н.Н.
Суриков
Юридический
департамент
А.Г. Гузнов
Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова
Департамент
операций на финансовых рынках
А.В.
Каштуров
Департамент
управления данными
А.А.
Луковников
Департамент по
связям с общественностью
М.В.
Рыклина
Государственный или коммерческий банк: что надежнее
Выбирая между привлекательными условиями по вкладам и высоким уровнем надежности, мы часто приходим к выбору между банками с государственным участием и частными банками. Однозначно делить банки на государственные и коммерческие не вполне корректно. Грань лежит скорее между устойчивыми и неустойчивыми. Надежные варианты можно подобрать среди крупных частных и иностранных банков, особенно входящих в перечень системно значимых. Однако среди финансовых учреждений есть и те, которые заманивают клиентов высокими ставками по депозитам и низкими процентами по кредитам. И в этом случае излишняя доверчивость со стороны вкладчиков и заемщиков чревата потерей вложенных средств или проблемами с погашением кредита.
Сегодня доля банков с госучастием достигла 70%. В ТОП-5 российских банков уже не осталось частных. Около 80% прибыли банковского сектора, половина ипотеки и 40% карт приходится на Сбербанк. 2/3 всех вкладов физических лиц и 3/4 средств на счетах юридических лиц также приходится на банки с госучастием. Чтобы разобраться, какие банки в России являются государственными, а какие нет, необходимо определиться с базовыми понятиями.
Государственное участие в капитале банка может иметь разную степень проникновения.
- Полное владение, когда держателем 100% акций выступает государство. Пример: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) полностью владеет Россельхозбанком.
- Частичное, когда государственная организация или ведомство являются мажоритарным (преобладающим) владельцем контрольного пакета акций свыше 50%. Сбербанк на 52,32% принадлежит Центральному банку России; группа ВТБ является государственной на 60,9%;
- Косвенное, когда государство владеет частью пакета акций через промежуточную организацию: Почта Банк принадлежит государству через ФГУП «Почта России» и банк ВТБ, которые являются владельцами 49,9% акций.
- На основании Закона, как в случае с Центральным Банком Российской Федерации. Он не просто принадлежит государству, в своем лице он представляет государство и регулирует международные расчеты, платежный баланс, движение валютных ценностей и прочие банковские функции. Он же выступает регулятором для всех остальных банков.
- Контрольное владение. Под данную категорию попадают банки с участием государственного капитала, в которых введена временная администрация, проходит санация или пришло время отзыва лицензии. Примерами таких банков являются Открытие, Промсвязьбанк, Бинбанк.
Список ведущих банков России с долей участия государства свыше 50%:
- ПАО Сбербанк;
- АО Газпромбанк;
- ПАО Банк ВТБ + бывший ВТБ24 и Почта Банк;
- АО Россельхозбанк;
- Банк Финансовая Корпорация «Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк (частные банки в процессе санации).
Среди частных российских и «дочек» иностранных банков выделяются крупнейшие:
- АО ЮниКредит Банк;
- АО Альфа Банк;
- ПАО Московский Кредитный Банк;
- ПАО Росбанк;
- АО Райффайзенбанк.
Клиенты часто задаются вопросами: Сбербанк, Почта Банк и ВТБ являются государственными или коммерческими банками? Рассмотрим ситуацию подробнее на примере крупнейшего банка страны. На протяжении многих лет, еще по советской традиции, многие считали Сбербанк государственным. На самом деле это распространенное заблуждение. Сбербанк, как и остальные кредитные учреждения, имеет коммерческую основу и структуру. Являясь акционерным обществом, ставит главной целью своего существования извлечение прибыли, которая используется для собственных нужд и не связана непосредственно с государственным бюджетом. Однако, доля участия государства в пакете акций составляет более 50%, владельцем контрольного пакета является ведомство — Росимущество. Таким образом, Сбербанк представляет собой коммерческий банк с государственной поддержкой.
Другой пример — Почта Банк. Он был создан в начале 2017 года на базе дочерней организации группы ВТБ (бывший Лето Банк). Владельцами акций являются ФГУП Почта России и Банк ВТБ (по 49,9 %). Таким образом, Почта Банк является кредитной организацией, входящей в состав группы ВТБ. Последняя имеет в качестве держателя контрольного пакета акций государство (60,9%). Почта Банк представляет собой коммерческий банк с косвенным государственным участием.
Крупнейшие банки РФ
Первая попытка создания списка системно значимых банков была предпринята еще в 2014 году. Тогда в него вошли 50 кредитно-финансовых организаций. Учреждения показывали на тот момент высокую степень надежности на внутреннем рынке и оказывали существенное влияние на банковскую систему страны. Но часть из этих банков все же утратила свои лицензии в 2014, 2015 и 2021 годах. Стало ясно, что критерии были определены нечетко и не смогли обезопасить клиентов и контрагентов.
Центробанк изменил подход к присуждению звания и причисления к системно значимым. С июля 2015 года был составлен перечень всего из 10 банков, которые удостоились в него попасть. С 2021 года список был расширен. На 2021 год в нем числилось 11 кредитных организаций России. До конца лета 2021 года перечень будет оставаться прежним, но на сентябрь-октябрь запланировано заседание комитета, на котором возможно произойдет изменение ситуации.
Ежегодно осенью в сентябре или октябре Центробанк пересматривает перечень кредитных организаций. При этом утверждает текущий или добавляет-исключает участников.
Уже осенью список системообразующих банков может быть пересмотрен
Особенности госбанков
Считается, что государственные банки являются более надежными и устойчивыми по сравнению с коммерческими финансово-кредитными учреждениями.
Это обусловлено тем, что такие банки всегда могут рассчитывать на содействие со стороны государства. В частности, регулятор охотнее помогает решать проблемы с ликвидностью и прочие затруднения в первую очередь государственным банкам. А в случае серьезных проблем государство может оказать прямую финансовую поддержку, которая будет направлена, в том числе, на погашение обязательств перед клиентами.
В госбанках часто можно взять кредит под более выгодный процент по сравнению с коммерческими кредиторами. Такие банки нередко участвуют в реализации государственных кредитных программ, направленных на поддержку отдельных видов бизнеса или определенных категорий населения (например, ипотека для молодых или многодетных семей).
Что касается коммерческих банков, им приходится самостоятельно бороться справляться со многими видами рисков, и они вынуждены компенсировать это увеличением процентных ставок, а также другими способами, которые приводят к удорожанию кредитов (оформление страхового полиса, навязывание дополнительных платных услуг и пр.).
С другой стороны, государственные банки могут строже относиться к вкладчикам. В ситуации, когда коммерческий банк примет деньги клиента на депозит без дополнительных вопросов, государственный банк может поинтересоваться происхождением этих средств, особенно если речь идет о крупной сумме.
Список государственных банков России на 2021 год
# | Банк | Лицензия ЦБ | Дата регистрации | Тип собственности | Тип государственного собственника | |
1. | Сбербанк | 1481 | банк | 20.06.1991 | госбанк | РФ |
2. | ВТБ | 1000 | банк | 17.10.1990 | госбанк | РФ |
3. | Газпромбанк | 354 | банк | 23.01.1992 | госбанк | РФ |
4. | Национальный Клиринговый Центр | 3466 | банк | 30.05.2006 | госучастие | РФ |
5. | Россельхозбанк | 3349 | банк | 24.04.2000 | госбанк | РФ |
6. | ФК Открытие | 2209 | банк | 15.12.1992 | госбанк | РФ |
7. | Всероссийский банк развития регионов | 3287 | банк | 27.03.1996 | госбанк | РФ |
8. | Новикомбанк | 2546 | банк | 25.10.1993 | госбанк | РФ |
9. | БМ-Банк (бывш. Банк Москвы) | 2748 | банк | 15.03.1994 | госбанк | РФ |
10. | Банк ДОМ.РФ | 2312 | банк | 23.04.1993 | госбанк | РФ |
11. | Почта Банк | 650 | банк | 31.10.1990 | госбанк | РФ |
12. | АК БАРС | 2590 | банк | 29.11.1993 | госбанк | субъект РФ |
13. | Российский Национальный Коммерческий Банк (РНКБ) | 1354 | банк | 25.01.1991 | госбанк | РФ |
14. | Зенит | 3255 | банк | 22.06.1995 | госучастие | субъект РФ |
15. | Росэксимбанк | 2790 | банк | 18.04.1994 | госбанк | РФ |
16. | Сетелем Банк | 2168 | банк | 27.11.1992 | госбанк | РФ |
17. | МСП Банк | 3340 | банк | 07.07.1999 | госбанк | РФ |
18. | Роскосмосбанк | 2989 | банк | 20.07.1994 | госбанк | РФ |
19. | Росгосстрах Банк | 3073 | банк | 05.09.1994 | госбанк | РФ |
20. | Национальный Расчетный Депозитарий | 3294 | НКО | 27.06.1996 | госучастие | РФ |
21. | Генбанк | 2490 | банк | 13.09.1993 | госучастие | субъект РФ |
22. | Кредит Урал Банк | 2584 | банк | 25.11.1993 | госбанк | РФ |
23. | Алмазэргиэнбанк (АЭБ) | 2602 | банк | 06.12.1993 | госбанк | субъект РФ |
24. | Акибанк | 2587 | банк | 25.11.1993 | госучастие | субъект РФ |
25. | Яндекс.Деньги | 3510 | НКО | 02.08.2012 | госбанк | РФ |
26. | Банк Оренбург | 3269 | банк | 22.10.1995 | госбанк | субъект РФ |
27. | Банк Казани | 708 | банк | 02.11.1990 | госучастие | субъект РФ |
28. | Екатеринбург | 3161 | банк | 25.11.1994 | госучастие | муниципальное образование |
29. | Хакасский муниципальный банк | 1049 | банк | 03.12.1990 | госучастие | муниципальное образование |
30. | Сибсоцбанк | 2015 | банк | 21.08.1992 | госбанк | субъект РФ |
31. | Черноморский Банк Развития и Реконструкции | 3527 | банк | 13.08.2014 | госбанк | субъект РФ |
32. | Енисейский объединенный банк | 2645 | банк | 06.01.1994 | госучастие | субъект РФ |
33. | Расчетные Решения | 3524 | НКО | 28.01.2014 | госбанк | РФ |
34. | Заречье | 817 | банк | 16.11.1990 | госучастие | РФ |
35. | Нарат | 1902 | НКО | 10.06.1992 | госбанк | субъект РФ |
36. | МОБИ.Деньги | 3523 | НКО | 22.10.2013 | госбанк | РФ |
37. | Элита | 1399 | банк | 06.03.1991 | госбанк | субъект РФ |
38. | Йошкар-Ола | 2802 | банк | 22.04.1994 | госбанк | субъект РФ |
39. | Промсвязьбанк (ПСБ) | 3251 | банк | 12.05.1995 | госбанк | РФ |
40. | Российская финансовая корпорация | 3099 | банк | 07.05.1993 | госбанк | РФ |
41. | Еврофинанс Моснарбанк | 2402 | банк | 29.06.1993 | госучастие | РФ |
42. | Дом-Банк | 3209 | банк | 02.02.1995 | госучастие | муниципальное образование |
43. | Зенит Сочи | 232 | банк | 30.01.1990 | госучастие | субъект РФ |
44. | Московское ипотечное агентство | 3344 | банк | 20.01.2000 | госбанк | субъект РФ |
45. | Народный банк Тувы | 1309 | банк | 28.12.1990 | госбанк | субъект РФ |
46. | Связь-Банк | 1470 | банк | 20.05.1991 | госбанк | РФ |
47. | Спиритбанк | 2053 | банк | 08.09.1992 | госучастие | субъект РФ |
Деятельность государственных банков: задачи
Цель функционирования государственных финансовых учреждений – стабилизация экономической ситуации, развитие экономики согласно национальным интересам.
Деятельность государственных банков направлена на реализацию целей:
- защита национальных денежных измерителей, обеспечение их стабильности;
- проведение эффективной кредитно-финансовой политики;
- развитие банковской системы;
- сокращение бюджетного дефицита.
Используемые НБ инструменты направлены на стабилизацию темпов развития экономических показателей, сдерживание инфляции, поддержание ликвидности государственных активов.
Фонд
Основание банка было частью реализации Новой экономической политики . 3 октября 1921 года ВЦИК принял постановление об учреждении Государственного банка Российской Советской Федеративной Социалистической Республики . За этим последовало аналогичное постановление Совнаркома 10 октября 1921 года. Он начал свою деятельность 16 ноября 1921 года. В феврале 1922 года Ленин охарактеризовал Государственный банк как «бюрократическую бумажную игру», сравнив его с потемкинской деревней в письме к Арон Шейнман, которого он обвинил в «коммунистическом детстве». В 1923 году он был преобразован в Государственный банк СССР. Он был передан в ведение Наркомфина . Советское государство использовало Госбанк, прежде всего, как инструмент централизованного контроля над отраслью в целом, используя банковские балансы и истории транзакций для контроля деятельности отдельных предприятий и их соответствия пятилетним планам и директивам. Госбанк не выступал в качестве коммерческого банка с точки зрения получения прибыли . Теоретически он действовал как инструмент государственной политики. Вместо того, чтобы независимо и беспристрастно оценивать кредитоспособность заемщика, Госбанк будет предоставлять ссуды избранным лицам, группам и отраслям в соответствии с указаниями центрального правительства.
В 1931 году Борис Берлацкий , высокопоставленный чиновник Госбанка, был предан суду за вредительство в рамках меньшевистского процесса 1931 года .
Банки с государственным участием
В России более 50 банков с государственным участием. К банковским структурам, у которых доля государства более 50%, относятся:
- Сбербанк России – 52,32% принадлежит Центробанку, это ответ на вопрос большинства граждан является ли Сбербанк государственным банком;
- ВТБ – 60,93% принадлежит Правительству России в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
- Россельхозбанк – 100% у Росимущества;
- МСПбанк – 100% под контролем РФ (Росимущество);
- Почта-банк – 50,00002% принадлежит ВТБ24.
Доля государства
Банковская структура, в которой государство владеет 100% капитала, является полностью государственной или госбанком. Все остальные банки являются коммерческими с разной долей участия государства. Если эта доля акционерного капитала начинает превышать контрольный пакет в 50% + 1 акция, он попадает под полное управление государством, которое имеет право полностью управлять финансовой деятельностью банка. Если 25% + 1 акция принадлежит государству, оно получает блокирующее право – возможность наложить вето на любое решение совета акционеров банка.
Способ участия государства в капитале банка
Все банковские структуры России по степени участия государства в их капитале и влияния правительства на их деятельность подразделяются на следующие типы:
- Полное влияние. Полностью государственным, некоммерческим, действующим на основании Закона России является Центральный банк России. К этому типу влияния относятся банковские структуры со 100% долей государства – Россельхозбанк, Росэксимбанк. Внешэкономбанк полностью принадлежит государству. Он вырос из госкорпорации, первоначальной функцией которой был возврат собственности России. Затем она начала выкупать пакеты акций коммерческих структур, столкнувшихся со сложными финансовыми условиями, стала одним из крупнейших госбанков страны.
- Частичное влияние. Банковские организации, у которых контрольные или блокирующие пакеты акций принадлежат государству – Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк (ВЭБ), Газпромбанк и другие.
- Косвенное влияние. Правительство имеет возможность оказывать влияние на банки опосредованно через другие структуры. К таким банковским структурам могут относиться коммерческие, значительные пакеты акций которых принадлежат иностранным государствам и частным иностранным компаниям, но у российских госбанков или госкомпаний находятся блокирующие или контрольные пакеты акций. Государство косвенно владеет банком ВТБ24, поскольку внушительный пакет 99% уставного капитала принадлежит банку ВТБ, контрольный пакет которого находится у государства.
- В форме контроля. Правительство имеет возможность оказывать влияние на деятельность коммерческих организаций, проходящих варианты финансового оздоровления, путем назначения временных управляющих.
В чем выгода сотрудничества с государственным банком?
Как уже говорилось ранее, такие структуры привлекают не высокими процентами, а своей стабильностью. Хотя, например, «Сбербанк» предлагает несколько вполне выгодных программ. Пенсионеры могут вложить средства под максимальные проценты. Также они имеют привилегии при займах.
Другой государственный банк — «ВТБ 24» — тоже предлагает вклады в разных валютах, которые трудно назвать невыгодными.
Третья компания — «Россельхозбанк» — занимается кредитованием сельскохозяйственного и фермерского бизнеса, в его портфеле имеется порядка 13 разных программ для потенциальных клиентов.
А вот «Газпромбанк» не балует высокими процентами, но позволяет частично снять средства с депозита при вкладах. Это очень удобно, ведь ситуаций в жизни, когда срочно требуются средства, немало, а расторгать договор в подобном случае совершенно невыгодно для клиента. Сумма, которую можно снять, прописывается в договоре, при этом свои доходы человек не теряет.
Функции ЦБ
Центробанк выполняет следующие основные функции:
- Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
- Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
- Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
- Управляет золотовалютными резервами страны.
- Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
- Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
- Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
- Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.
Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.
Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.
Контроль деятельности коммерческих банков
Немного статистики:
- за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
- в 2016 году – у 94;
- в 2017 – у 47;
- в 2018 – пока у 38.
И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Не будем вдаваться в подробности, за что с ними так обошлись. Для нас гораздо важнее, как это повлияло на рядовых граждан. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.
Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.
Установление ключевой ставки
В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?
Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.
С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.
Регулирование валютного курса
У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?
Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.
Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.

Эта тема закрыта для публикации ответов.