Государственный кредит. государственный долг российской федерации

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

показать содержание

Список литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // (с изменениями на 2015 – 2016 год).
  3. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. — С. 157-158.
  4. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2014. — № 3. — С. 210-211.

Значение государственного кредита

Общественный кредит – часть государственных финансов, одна из форм привлекательности денежных ресурсов государством в целях выполнения функций.

В условиях рыночной экономики общественный кредит действует как средства регулирования состоянием экономического развития, это важно для организации обращения валюты, определения ставок уровня интереса и курса валюты. Не случайно, государственный долг, поскольку естественное следствие государственных кредитов существует во всех развитых развитых странах

Это не только обременяет государственные финансы, но и способствует в некотором смысле финансовой стабильности. Но и что общественный кредит играл такую положительную роль в экономическом регулировании, необходимо проводить очень гибкую и компетентную финансовую политику. Кредит как независимая связь государственной финансовой системы связан с формированием и использованием наличных фондов государства (правительственный бюджет и внебюджетные фонды всех уровней). Общественный кредит устанавливает дополнительную связь между системой государственных финансов, финансовых посредников, корпоративных финансов и финансами населения. Государство, например, одалживает, означает крупные внутренние и внешние компании, банки в форме денежных кредитов, и затем продает им долговые обязательства в форме ценных бумаг.

Таким образом есть государственный долг перед частными кредиторами, который составляет определенную долю их активов

В то же время важно, чтобы особенности (процентные ставки, доходность) и тенденции рынка правительственных ценных бумаг служили важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики. Для компаний и банков они служат надежным чувствительным ориентиром в финансовой деятельности на рынке и форме размещения активов для обслуживания ликвидности

Положительная ценность общественного кредита на экономику состоит, кроме того, в более однородном распределении налогового бремени вовремя. Государственные кредиты ожидали, что урегулирование в течение долгого времени на самом деле представляет себя форма привлекательности денег будущих поколений для финансирования некоторых современных требований. Это оправдано в этом случае, насколько создание проблем долгосрочного строительства, перспектива образовательные центры, важные средства сообщения, и т.д. Система общественного кредита позволяет уменьшать финансовый груз нынешнего поколения. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным кредитам, будут потрачены для выплаты заработной платы или пенсий, т.е. для покрытия текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состояние страны в будущем.

Воздействие регулирования государственного кредита покрывает денежное обращение, уровень ставок на рынке денег и акциях, объеме производства и занятости.

Государственный кредит влияет на производство и занятость следующим образом:

кредитование и гарантия доставок товаров отечественных производителей, за границей возмещающих потери банков в случае крушения справедливых заемщиков от малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
 страхование риска неудавшегося платежа к экспортерам внутренних товаров высокой технологии;
издание кредитов на развитие социально важного производства;
покупка товаров отечественного производства за счет кредитов за границей;
издание кредитов к другим государствам и иностранным фирмам вызвано покупкой товаров в отечественных производителях.

Многие из этих направлений значительно способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.

Государственный кредит может проявить также негативное воздействие на экономику. Если сумма средств, собранных как ссуда государством, слишком большая, то это уменьшает общий инвестиционный фонд страны и уменьшает возможности капиталовложений в развитии реального сектора экономики. Чрезмерные суммы бюджетного дефицита и государственного долга отвлекают все свободные деньги в экономике при обслуживании государственного долга и предела этому возможности развития производства и соответствующего излишка дохода. Но самое нежелательное это создание ситуация, когда государство не в состоянии быть заплаченным согласно обязательствам. Это включает финансовый кризис и для государства, и для его экономики.

Экономия издержек

Банкноты со временем теряют свой первоначальный внешний вид, истираются, приходят в негодность. И возникает необходимость в выпуске новых банкнот в обращение, а значит, создаются затраты на их производство. Безналичные денежные средства позволяют эти затраты минимизировать или вовсе свести к нулю, так как для их пользования не нужно печатать новые банкноты.

По сути, это экономия не только средств на изготовление новых денежных знаков, но и времени: процесс печати с использованием современных средств защиты банкнот довольно трудоемкий. Он начинается с подготовки специальной основы – бумага определенного состава изготавливается на предприятиях из хлопкового волокна, в нее закладываются защитные нити, после чего она отправляется на пресс и должна высушиться. Далее уже производится печать в несколько этапов, нанесение водяных знаков, тиснение, делается голографическое изображение и прочее.

Функции международного кредита

Международный кредит – элемент макроэкономических отношений, связанных с движением ссудного капитала, основной целью которых является предоставление товарных и валютных ресурсов с условием обязательной возвратности, обеспеченности, срочности и уплаты процентных ставок.

Международный кредит имеет важные для экономики функции, суть которых заключается:

  • в снижении издержек обращения во время международных расчетов благодаря использованию кредитных средств (переводов, чеков, векселей) и ускорению обработки безналичных платежей;
  • перераспределении между государствами ссудного капитала, который обеспечивает потребности расширенного воспроизводства;
  • регулировании экономической деятельности;
  • ускорении централизации капитала за счет иностранного кредитования.

Основные принципы кредитования

В чем заключаются принципы и функции кредита? У любого займа существуют следующие основы:

  • Срочность: срок действия кредита устанавливается четко и отражается в договоре. После подписания период возможно изменить только за счет заключения дополнительных договоров (некоторые банки позволяют уменьшить срок займа при досрочном погашении).
  • Возвратность: кредит необходимо вернуть по окончании срока полностью с причисленными процентами. Если возврат займа не будет произведен, то банки могут передать права на него другим организациям (коллекторским агентствам), которые будут взыскивать с должника кредитные средства.
  • Платность: за использование кредита с заемщика взимается определенный процент, указанный в договоре. После подписания процент по займу изменить уже нельзя. Если существует такая необходимость, то предыдущий кредит закрывается, и открывается другой – по новым процентам.
  • Надежность: проверка способности заемщика вернуть кредитные средства в прописанные договором сроки. Этим занимаются служба безопасности банка и специальная скоринговая система, которые отсеивают неплатежеспособных заемщиков.
  • Целевой характер: каждый кредит должен быть обусловлен определенной целью. Это может быть ипотека (цель – приобретение квартиры), автокредит (цель – приобретение автомобиля), товарный кредит (приобретение товара) и прочее.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма
государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве
заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в
сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором
государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных
займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских
обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке
ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

  • свободно обращающиеся;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество
    государства).

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе
    лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными
    долями по утвержденной ставке);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а
    выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на
облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или
межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам
государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на
денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые
размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат
купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам
относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года,
среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти
лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000

Классификация по месту размещения

В зависимости от места размещения, государственные ценные бумаги делят на две большие группы:

  • Внешние. Они адресованы, как обязательства для нерезидентов государства.
  • Внутренние. Они рассчитаны на резидентов страны.

Дополнительно следует отметить пути размещения подобных государственных займов. Их условно принято делить на такие группы:

  • основанные на подписках;
  • принудительные;
  • инвестиции на добровольных началах.

Принудительная система практиковалась в России в годы советской индустриализации, во время войны и после нее, когда за отказ от подписки на облигации целевого государственного займа была предусмотрена ответственность. К подобным мерам государство прибегает в случае крайней необходимости. Принудительная форма заимствования денег устанавливается особым постановлением правительства.

Управление государственным кредитом[править | править код]

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  • Обслуживание и погашение государственного долга;
  • Выпуск и размещение новых облигационных займов:
  • Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
  • Регулирование рынка государственного кредита;
  • Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.[источник не указан 95 дней]

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет
три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределить
денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и
необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической
деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования
централизованных денежных фондов государства либо их использование на
принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым
увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные
займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И
в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции
государственного кредита более равномерно распределяется на
налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы
государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении
кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным
кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в
том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное
обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на
производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить
эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования
экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую
политику.

С помощью контрольной функции государственного кредита
контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и
своевременность уплаты процентов.

Какие функции выполняет кредит

Независимо от того, международный это или государственный займ, в экономике кредит выполняет функции:

  • перераспределения денежного капитала;
  • экономии нехватки денежной массы в обращении;
  • замещения наличных кредитными средствами;
  • ускорении концентрирования капитала;
  • стимулировании развития производственных сил.  

Далее рассмотрим детально основные функции кредита, среди которых выделим перераспределительную, эмиссионную и контрольную.   

Перераспределительная функция кредита

Перераспределительная функция кредита заключается в перемещении денежных ресурсов между субъектами экономической деятельности на возвратной основе. Благодаря перераспределению в сфере экономики появляется возможность перенаправить денежные средства из одних звеньев процесса воспроизводства в другие, что помогает ускорить расширение производства и оборот капиталовложений. Также свободные денежные средства путем кредитования направляются в ту сферу производства, на продукцию которого прогнозируется повышение спроса и, следовательно, увеличения прибыльности.

Эмиссионная функция кредита

Коммерческое кредитование способствует появлению (имитированию) новых денежных средств. Банки быстро реагируют на потребность в денежной эмиссии, поэтому оперативно наращивают платежную массу. Центральный банк и вся банковская система эмитируют деньги на кредитной основе. Процесс кредитования и рефинансирования банков Центральным банком определяет масштаб выпуска денежных средств в оборот, а погашение задолженности по полученным кредитам способствует изъятию денежной массы из оборота.

Контрольная функция кредита

Для обеспечения мониторинга за соблюдением принципов и условий кредитования субъектами кредитных соглашений выполняется контрольная функция кредита. Контрольная функция является стимулирующим инструментом, который оказывает административно-волевое влияние на контрагента. Таким образом благодаря данному виду мониторинга проверяется соблюдение условий кредитного договора, кредитоспособность заемщика, прогноз рисков перед выдачей кредита.

Структура внутреннего кредита страны

Как уже отмечалось, внутренний государственный кредит включает в себя займы со стороны государства у физических и юридических лиц.

Внутренний заем может быть представлен в рамках нескольких основополагающих форм:

  1. эмиссия особо ценных бумаг;
  2. сотруднические связи с центральным банком;
  3. взятие ссуд у коммерческих структур.

Особого внимания заслуживают классификационные направления государственных внутренних кредитов.

Они могут быть подразделены на следующие категории:

  • На основании права эмиссии или субъектов взаимоотношений. Такие финансы могут быть размещены центральной или местной властью
  • На базе признака держателя, они могут быть, как уже говорилось, универсальными или персонализированными (только для граждан или только для компаний).
  • Исходя из формы дохода – выигрышные, процентные, купонные, нулевые сделки.
  • По присутствию обеспечения государственного обязательства – с закладом или без него.
  • По способы определения доходного уровня – облигации с твердым доходом и переменным поступлением.
  • По обязанностям заемщика – с правом погашения на долгий срок или без него.
  • Исходя из обращения на рынке – бумаги рыночного и нерыночного типа.

Понятие государственного кредита предполагает, что такой набор обязательств является «скелетом» государственного долга страны и объединен в особый сектор рынка фондов и ценных бумаг.

Ключевая особенность последних элементов состоит в их способности к сочетанию основных свойств различных инструментов.

Традиционно долговые бумаги государственного образца состоят из облигаций, но исходя из набора критериев, есть их подразделение на определенные группы:

  1. эмитент – лицо, выпустившее документы, это может быть муниципалитет, правительственная сторона, государственное предприятие, финансовая корпорация;
  2. срочность – займы могут быть любого срока, как и бумаги с их действием;
  3. держатель – бумаги в этой ситуации могут носить предъявительский и именной характер;
  4. способ эмиссии: документарные ценности в наличной форме или бездокументарные варианты в безналичном виде;
  5. цель мероприятий выпуска: покрытие дефицитных явлений, финансирование проектов по инвестициям, обеспечение реализации соц. программ;
  6. формы, в которых образуется доход – выигрышные, дисконтные, процентные направления;
  7. вариант размещения: аукционные мероприятия, продажа в рамках открытых торгов, индивидуальные сделки.

Ценные бумаги, которые производятся государственной стороной в целях покрытия дефицитных факторов и для последующего финансирования расходов, именуются государственными элементами.

Таким образом, формирование внутренних кредитных отношений в стране сказывается на общей экономической картине и способствует улучшению качества жизни населения, повышению уровня социальной и других сфер.

Грамотный подход к этому процессу позволит обеспечить достойную обеспеченность средствами на всех звеньях экономического развития.

Цели и задачи государственного кредита[править | править код]

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

  • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.