Оглавление
- Платежные системы в России
- Что означает 161-ФЗ?
- Как работает НПС платежная система
- Закон « О НПС».
- Общая характеристика национальной платежной системы
- Национальная платежная система РФ
- Как отказаться от перехода
- Информация Банка России от 14 апреля 2021 г. «Национальная платежная система: стратегия развития до 2023 года»
- Особенности платёжной системы России
- Национальная оценка рисков
- Субъекты
- 2018: Первая информация о создании НСУД
- Субъекты НПС.
- Учреждения и инфраструктура
- Архив
Платежные системы в России
Россия должна перейти на собственные пластиковые карты, вместо привычных стандартов Visa и MasterCard. С этим заявлением выступил Владимир Путин на пресс-конференции «По итогам саммитов БРИКС и ШОС».
Президент Российской Федерации акцентировал внимание на создание национальной системы платежных карт. Порядка 97% россиян обслуживаются иностранными системами – это не нормально
Необходимо развивать национальную платежную систему России не только внутри государства, но и за ее пределами. Владимир Путин уверен, что пластиковые карты получат стремительное развитие, поскольку российский рынок – огромная перспектива больших возможностей.
Новая платежная система в России, карты под маркой «МИР»
В массовый выпуск карты российских платежных систем поступят под маркой «МИР» (в 2016 году эмиссия станет массовой). Также Национальная Система Платежных Карт (НСПК) заключит соглашение с другими платежными системами, что позволит обеспечить поддержку использования пластиковых карт России по всему миру.
Санкции, наложенные со стороны США и ряда стран европейских государств, привели к осложнениям в финансовом секторе. Возникли проблемы с международными платежными системами стандартов Visa и MasterCard.
Правительство Российской Федерации приняло решение в ускоренном порядке начать создание национальной системы платежных карт. В результате чего, в июле 2014 года, было учреждено АО «Национальная система платежных карт» (сокращенно НСКП). Акции НСКП принадлежат Банку России в сто процентном объеме.
Карты национальной платежной системы России
Дабы гарантировать гражданам РФ, что их банковские карты не отключат от мирового рынка платежей, с 1 апреля 2015 года операции внутри страны начали проводиться российской национальной системой платежных карт. Внутрироссийские операции по картам граждан, начала обрабатывать национальная платежная система в России согласно действующего законодательства.
Система платежных карт НСПК заключает кобейджинговые соглашения, с партнерами, что позволит пластиковым картам под брендом «Мир» работать и в других платежных системах. Это позволит обеспечить хождение российских платежных карт по миру.
Создание национальной платежной системы в России
Из-за санкций, карта платежной системы России обрела статус «ограниченного действия». Мировые стандарты Visa и MasterCard прекратили обслуживание банковских карты ряда российских финансовых учреждений.
Под влияние попали карты следующих финансовых учреждений:
- СМП Банк,
- Инвесткапиталбанк,
- банк «Россия»
- Собинбанк.
После чего в России был принят закон о создании национальной системы платежных карт. Создание национальной платежной системы в России стало грандиозным событием в сфере банковской деятельности. Документ обязывает международные платежные системы перевести свой процессинг на территорию Российской Федерации.
Российская национальная платежная карта
Национальная платежная система – это совокупность операторов по совершению переводов денежных средств, включая операторов электронных денежных платежных систем, банковских и небанковских платежных агентов и субагентов. Также включает организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ.
Национальная платежная система России НСПК подлежит исполнению Федерального Закона № 161 «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года.
4.768656711
Что означает 161-ФЗ?
В Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе в части зачисления государственных пособий на детей и других социальных выплат на счета карт национальной платежной системы «МИР» говорится, что социальные выплаты будут зачисляться только на карты платежной системы МИР.
На карты других платежных систем, например, Visa или Mastercard, выплаты зачисляться не будут.
Если у граждан, которым назначены социальные выплаты, нет карты национальной платежной системы МИР, им будет предоставлено два варианта:
- если у гражданина открыт счет в Сбербанке, карта МИР будет оформлена автоматически, и выплаты будут производиться на нее;
- если у гражданина открыт счет в другом банке, ему придется обратиться в отделение банка для оформления карты МИР.
После оформления карты МИР и зачисления на нее пособий от банка придет СМС-уведомление, содержащее примерный текст: «Выплата в сумме **** руб. зачислена на счет ********** согласно 161-ФЗ о национальной платежной системе от 27.06.2011».
Как работает НПС платежная система
Работа НПС платежной системы регулируется Федеральным законом №161 «О национальной платёжной системе», «Стратегией развития национальной платежной системы» и «Концепцией создания Национальной системы платежных карт».
Участниками НПС согласно ст. 21 ФЗ «О НПС» могут быть:
- ЦБ РФ;
- коммерческие банковские учреждения;
- небанковские учреждения;
- клиринговые и расчетные отделы;
- страховые компании;
- казначейские органы РФ;
- учреждения почтовой связи РФ.
В структуре НПС выделяется следующие основные сегменты:
- Крупные платежи.
- Розничные платежи.
- Клиринг и ценные бумаги.
Ключевую функцию в НПС выполняет оператор, который устанавливает правила работы системы и контролирует их выполнение. В России это Национальная система платёжных карт (НСПК) МИР.
Верхний уровень субъектов НПС – операторы по переводам денежных средств и операторы услуг платёжной инфраструктуры. Следующий уровень – операторы платежной структуры: расчетные, клиринговые, операционные и платежные отделы. Все субъекты системы подотчётны ЦБ РФ.
На начало 2018 года список банков-участников, поддерживающих НПС МИР, насчитывал 370 компаний.
Закон « О НПС».
Федеральный закон №161 «О НПС» был подписан президентом в мае 2014 года. В нем описываются правила регулирования отечественной ПС, порядки проведения платежных услуг и денежных переводов, особенности электронных платежей, требования к операторам по поводу их деятельности. Он призван контролировать бесперебойность, эффективность и доступность платежей по картам.
Согласно закону, оператором НПС может стать государственное учреждение формы ОАО, которой владеет ЦБ РФ.
Кроме создания НПС, 161 ФЗ обязывает иностранных операторов вносить обеспечительный взнос, размером в двухдневный объем сумм переводов на территории РФ. Если взнос не будет внесен, то ПС может быть оштрафована. За каждый день простоя обслуживания штраф будет составлять 10% от взноса.
Закон «О НПС» обязывает все банки, работающие на территории РФ, уведомлять клиентов обо всех операциях, проведенных по картам. Если вдруг клиент узнает, что списался платеж, которого он не совершал, то банк должен его возместить.ФЗ 161 О НПС
Общая характеристика национальной платежной системы
В России совсем недавно была создана своего рода сеть по денежным переводам между широким кругом участников, подконтрольная государству. Эта сеть получила официальное название — «национальная платежная система». Акцент на слове «национальная» сделан, чтобы подчеркнуть независимость от иностранных платежных систем. Основное действующее лицо системы называется оператором, и у каждого оператора своя платежная система. Их совокупность образует национальную платежную систему.
Национальная платежная система образуется из совокупности отдельных платежных систем.
Международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки могут являться участниками платежной системы. Регистрацию операторов ведет ЦБ РФ, на конец апреля 2013 года их количество достигло двадцати пяти. Первая платежная система была зарегистрирована в августе 2012 года, она называется «Платежная система CONTACT». Вот перечень последующих девяти платежных систем: Международная платежная система денежных переводов «ЮНИСТРИМ», платежная система NCC (NATIONAL CREDIT CARDS), платежная система «Вестерн Юнион», платежная система «Юнион Кард» (UNION CARD), платежная система ANELIK, платежная система «ОБЪЕДИНЕННАЯ РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА», платежная система Regional Payment System, платежная система HandyBank, платежная система BLIZKO.
Платежная система создается для того, чтобы оказывать платежные услуги.
К этим услугам относятся: перевод денежных средств, почтовый перевод и прием платежей.
Но для того, чтобы оказывать перечисленные услуги, платежной системе помимо оператора нужны другие действующие лица:
— центры (операторы услуг платежной инфраструктуры):
- операционный центр;
- платежный клиринговый центр;
- расчетный центр.
— оператор:
- по переводу денежных средств;
- электронных денежных средств;
— агенты:
- банковский платежный агент;
- банковский платежный субагент.
В законодательстве проводится разграничение всех вышеупомянутых лиц на три категории:
а) оператор платежной системы;
б) оператор услуг платежной инфраструктуры;
в) участники платежной системы.
Кроме того, в законодательстве используются такие понятия, как и «субъекты национальной платежной системы» и «участники платежной системы».
Субъекты национальной платежной системы — это оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр, расчетный центр).
Участники платежной системы — это организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств:
- оператор по переводу денежных средств (в т.ч. электронных);
- банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты (индивидуальный предприниматель может получить этот статус наравне с организацией);
- организации федеральной почтовой связи (услуги почтового перевода).
Правила платежной системы разрабатываются оператором платежной системы.
Оператор обязан предоставлять эти правила организациям, намеревающимся участвовать в системе, для предварительного ознакомления. Участники платежной системы присоединяются к правилам, принимая их в целом. Банк России проверяет правила на соответствие законодательству.
Банк России также осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, имеет право применять к поднадзорным организациям меры принуждения.
Национальная платежная система РФ
Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.
Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.
Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.
Как отказаться от перехода
Несмотря на закрепленную указом обязанность перейти на национальную карту, многие граждане хотели бы отказаться от её использования. Возможно ли это?
Таким образом, если гражданин изъявляет желание получать полагающиеся выплаты наличными или на счёт без привязки к пластиковой карте, ему обязаны предоставить такую возможность.
Это можно сделать, написав заявление в бухгалтерию по месту работы с просьбой о выдаче зарплаты наличными в кассе учреждения. Законом не предусмотрено ограничение на выплату наличными, поэтому все, кто не желает ограничиваться национальной картой, могут воспользоваться такой возможностью.
Информация Банка России от 14 апреля 2021 г. «Национальная платежная система: стратегия развития до 2023 года»
16 апреля 2021
Банк России представил Стратегию развития национальной платежной системы на 2021 — 2023 годы.
Основная цель, которая ставится в документе, — создание условий для предоставления удобных и доступных платежных услуг населению, бизнесу и государству.
Для этого в ближайшие три года планируется реализовать ряд принципиально новых инициатив. Одна из них — создание института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). С развитием технологий на финансовый рынок все чаще выходят финтех-компании, которые готовы предлагать клиентам современные платежные услуги и сервисы. При этом при текущем регулировании такие услуги могут оказывать только кредитные организации. Введение института НППУ предоставит равные возможности финансовым посредникам.
Еще одно направление работы — внедрение открытых программных интерфейсов (открытых API). Эта технология обеспечит бесшовный обмен данными между участниками финансового рынка, а также равный доступ провайдеров услуг к информации о клиенте (с его согласия).
Банк России также планирует создать механизм, позволяющий компаниям быстро менять обслуживающий банк при продолжении зачисления средств на свои счета при изменении реквизитов
Отдельное внимание уделено внедрению электронных платежных счетов (e-invoicing). Это даст возможность бесшовно преобразовывать выставленные счета в платежное поручение, что значительно повысит скорость передачи документов на оплату
Стратегия также предполагает дальнейшее развитие национальной платежной инфраструктуры, включая Систему быстрых платежей, Систему передачи финансовых сообщений и платежную систему «Мир».
В документе впервые представлены ключевые показатели, которые планируется достичь через три года по основным направлениям работы.
Особенности платёжной системы России
Несмотря на то, что НПС является российской платёжной системой, она не является изолированной от внешнего мира. Так, через неё осуществляются внутрироссийские транзакции по картам международных систем Visa и Mastercard, которые создали процессинговые центры на территории России. НСПК МИР и Mastercard заключили соглашение о выпуске кобейджинговых карт МИР-Maestro, пригодных для использования как внутри России, так и за её пределами.
Государство проводит активную политику по поддержке и развитию платёжной системы РФ, однако некоторые эксперты обозначают такой подход «навязыванием» и ограничением свободы потребителей (пользователей). Так, предполагается, что на обслуживание через НПС будут переведены работники бюджетной сферы и пенсионеры, первые — до 1 июля 2018 года, вторые – до 1 июля 2020 года.
Национальная оценка рисков
В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:
- определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
- определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
- формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
- выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.
Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.
Термины | |
Национальная система ПОД/ФТ |
Совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера. |
Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (оценка рисков) |
Деятельность участников национальной системы ПОД/ФТ, при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению угроз и уязвимостей, возникающих в результате ОД, выработке мер по противодействию им, а также по предупреждению или минимизации негативных последствий. |
Угроза национальной системе ПОД/ФТ (угроза) |
Это лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые могут потенциально нанести вред (государству, обществу, экономике и т.д.), т.е. преступники и поддерживающие их лица, их денежные средства, а также прошлая, настоящая и будущая деятельность по совершению финансовых операций в целях ОД. |
Уязвимость национальной системы ПОД/ФТ (уязвимость) |
Совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, и способных при определенных условиях привести к реализации угрозы. |
Риск отмывания денег (риск) |
Возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости. |
Последствия для финансовой системы и экономики (последствия) |
Означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Последствия также отражаются на населении, конкретных группах людей, деловой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны. |
Субъекты
Субъекты национальной платежной системы перечислены в законе о НПС. Рассмотрим, из каких субъектов состоит национальная ПС. К ним законодательство относит операторов:
- по денежным транзакциям, по операциям с электронными деньгами (Центробанк, кредитные учреждения, получившие официальное право на проведение денежных переводов, госкорпорация «ВЭБ»);
- операторов ПС (банки, фирмы, не обладающие статусом кредитной структуры, ЦБ, ВЭБ РФ). Кредитные структуры могут исполнять одновременно функции вышеуказанных лиц, а также оператора по исполнению платежных операций. Оператор ПС выступает как организатор всей её работы. Он устанавливает правила, организует взаимодействие субъектов, ведет контроль их деятельности, следит за уровнем рисков и отвечает за бесперебойность совершения денежных транзакций. Операторы ПС согласно требованиям закона подлежат обязательной регистрации и занесению в реестр, который открыт для всеобщего обозрения.
- операторов по обеспечению работы инфраструктуры денежных расчетов – центры по клиринговым, расчетным и операционным операциям.
2018: Первая информация о создании НСУД
В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товарах и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).
Как писал «Коммерсантъ», первая версия концепции, разработанной Аналитическом центре (АЦ) при правительстве, была обсуждена на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика» 25 ноября 2018 года.
В России решили создать единую систему, объединяющую множество ГИС и реестров
Предполагается, что данные будут попадать в НСУД из ГИС, реестров и баз данных. Кроме того, будет создан интерфейс с доступом к данным об эксплуатации материальных объектов, об оказании госуслуг, о движении различных товаров. Бизнес же будет пополнять базу данными обязательной отчетности перед государством.
Для НСУД нужно будет написать отдельный закон. Чтобы система работала, разработчики концепции предлагают классифицировать данные и законодательно определить единые требования к их форматам, гласит концепция.
Строить систему предполагается на основе существующей инфраструктуры электронного правительства — Единой системы идентификации и аутентификации, Федерального реестра госуслуг, Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой системы нормативно-справочной информации. Интегрированы с НСУД будут и разрабатывающиеся системы цифрового профиля гражданина и цифровой аналитической платформы, выступающие как потребители данных.
Представители автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» пока не решили, получит ли бизнес платный доступ ко всем данным из единой базы или к их части. По их словам, если расходы государства на единую систему будут слишком высокими, компании смогут получить к ней доступ за «символические взносы», но пока этот вопрос обсуждается. Запуск НСУД запланирован до конца 2021 года.
Субъекты НПС.
Субъектами являются учреждения, обеспечивающие работу по переводам, услугам платежной структуры и агентской группы. Одно учреждение может вступить в состав различных платежных сообществ и выполнять сразу несколько задач в рамках одного.
Основную роль в российской ПС играет оператор, который обязан излагать правила работы системы, организовывать контроль за всеми другими участниками, набирать операторов услуг, вести списки членов ПС и деятельность по управлению рисками, рассматривать все споры. Должность оператора правомерна занять кредитная (или некредитная) организация.
Все электронные расчетные операции контролирует оператор по электронным расчетам.
Следующими субъектами ПС являются операторы платежной структуры. К ним относятся расчетные, клиринговые, операционные и платежные отделы.
Операционный отдел должен обеспечивать функцию общения между банками для своевременной доставки информации, а также он несет ответственность за некачественное выполнение услуг.
Клиринговый отдел ответственен за безналичные расчеты между банками. Он отвечает за расходы (убытки), которые может понести участник ПС из-за предоставления услуг клиринга несоответствующего уровня.
Расчетный отдел обрабатывает все платежные распоряжения участников национального платежного сообщества, списывает и зачисляет деньги со счетов. Если оператор является некредитным учреждением, то расчетный отдел берет на себя функцию оператора платежной системы в рамках управления рисками, обеспечения защиты денежных переводов и бесперебойности работы всей структуры.
Должность операторов по денежным переводам могут занимать только кредитные учреждения, которые занимаются переводами денег на законном основании, ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Они могут также собирать банковскую агентскую группу для поиска клиентов на выдачу или принятие денежных средств, предоставления электронных средств платежа. Операторы по переводу контролируют соблюдение правил по безопасности информации и отправляют отчетность в ЦБ обо всех случившихся инцидентах.
Учреждения и инфраструктура
Типичная национальная платежная система включает в себя следующие учреждения и инфраструктуру:
Банки и другие депозитарные учреждения общаются друг с другом через систему обмена сообщениями и маршрутизации. Если у вас есть текущий счет в банке США, вы, вероятно, знакомы с девятизначным числом в нижнем левом углу ваших чеков: это маршрутный транзитный номер (RTN) Американской ассоциации банкиров (ABA ), который используется для идентификации финансового учреждения, на которое выписан чек.
Если ваш работодатель в США выплачивает вашу зарплату посредством прямого депозита, инструкции по переводу (обмен сообщениями) поступают в ваш банк через автоматизированную клиринговую палату (ACH), систему, администрируемую некоммерческой Национальной ассоциацией автоматизированной клиринговой палаты (NACHA) и управляемую Федеральным управлением США. Резервная система (FRS) и сеть электронных платежей (EPN), платежная сеть частного сектора.
Архив
Операции, совершенные на территории России и за ее пределами с использованием платежных карт, эмитированных кредитными организациями, зарегистрированными на территории региона, по видам клиентов (в территориальном разрезе)
Показать всеСвернуть
2016 г.
12 мес.
IV кв.
9 мес.
III кв.
6 мес.
II кв.
I кв.
2015 г.
12 мес.
IV кв.
9 мес.
III кв.
6 мес.
II кв.
I кв.
2014 г.
12 мес.
IV кв.
9 мес.
III кв.
6 мес.
II кв.
I кв.
2013 г.
12 мес.
IV кв.
9 мес.
III кв.
6 мес.
II кв.
I кв.
2012 г.
IV кв.
III кв.
II кв.
I кв.
2011 г.
IV кв.
III кв.
II кв.
I кв.
2010 г.
IV кв.
III кв.
II кв.
I кв.
2009 г.
IV кв.
III кв.
II кв.
I кв.
2008 г.
IV кв.
III кв.
II кв.
I кв.

Эта тема закрыта для публикации ответов.