Оглавление
- Раздел 2. Сведения о величине кредитного, операционного и рыночного рисков, покрываемых капиталом
- Раздел 3. Информация о расчете норматива краткосрочной ликвидности
- Федеральные законы центрального банка
- Нормативы ликвидности банков (Н2-Н4)
- Обзор документа
- Код формы 0409135, месячная
- Раздел 1. Расшифровки отдельных балансовых счетов для расчёта обязательных нормативов
- Раздел 3. Значения обязательных нормативов
- Раздел 7. Значения надбавок к нормативам достаточности капитала
- Справочно: показатели, используемые для расчета антициклической надбавки
- Раздел 8. Информация о надбавках к коэффициентам риска по отдельным видам активов
- Банковские нормативы
- Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям
- Раздел 3. Информация о расчете норматива краткосрочной ликвидности
- Порядок депонирования обязательных резервов путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов
- Экономические критерии связанности: как использовать иные экономические признаки?
- Принципы банковского законодательства
- Направления эволюции банковского законодательства
Раздел 2. Сведения о величине кредитного, операционного и рыночного рисков, покрываемых капиталом
Подраздел 2.1. Кредитный риск
тыс. руб.
Номер строки | Наименование показателя | Номер пояснения | Данные на отчетную дату | Данные на начало отчетного года | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
стоимость активов (инструментов), оцениваемых по стандартизированному подходу | активы (инструменты) за вычетом сформированных резервов на возможные потери | стоимость активов (инструментов), взвешенных по уровню риска | стоимость активов (инструментов), оцениваемых по стандартизированному подходу | активы (инструменты) за вычетом сформированных резервов на возможные потери | стоимость активов (инструментов), взвешенных по уровню риска | |||
1 | Кредитный риск по активам, отраженным на балансовых счетах, всего, в том числе: | 11.2.1.1 | 2 810 548 | 2 538 613 | 992 062 | 2 241 548 | ||
1.1 | активы с коэффициентом риска 0 процентов | 1 439 394 | 1 439 394 | 859 703 | ||||
1.2 | активы с коэффициентом риска 20 процентов | 106 941 | 106 495 | 21 299 | 139 665 | |||
1.3 | активы с коэффициентом риска 50 процентов | 43 922 | 43 922 | 21 961 | ||||
1.4 | активы с коэффициентом риска 100 процентов | 1 220 291 | 948 802 | 948 802 | 1 242 180 | |||
1.5 | активы с коэффициентом риска 150 процентов — кредитные требования и другие требования к центральным банкам или правительствам стран, имеющих страновую оценку «7» | |||||||
2 | Активы с иными коэффициентами риска всего, в том числе: | |||||||
2.1 | с пониженными коэффициентами риска, всего, в том числе: | 126 408 | 126 405 | 25 734 | 343 553 | |||
2.1.1. | ипотечные ссуды с коэффициентом риска 35 процентов | |||||||
2.1.2 | ипотечные ссуды с коэффициентом риска 50 процентов | |||||||
2.1.3. | ипотечные ссуды с коэффициентом риска 70 процентов | |||||||
2.1.4 | ипотечные ссуды с коэффициентом риска 75 процентов | |||||||
2.1.5 | требования участников клиринга | 124 446 | 124 446 | 24 889 | 340 037 | |||
2.2 | с повышенными коэффициентами риска, всего, в том числе: | 626 083 | 405 422 | 607 653 | 739 744 | |||
2.2.1 | с коэффициентом риска 110 процентов | |||||||
2.2.2 | с коэффициентом риска 130 процентов | 2 614 | 2 590 | 3 367 | 1 922 | |||
2.2.3 | с коэффициентом риска 150 процентов | 623 432 | 402 795 | 604 193 | 737 792 | |||
2.2.4 | с коэффициентом риска 250 процентов | 37 | 37 | 93 | 30 | |||
2.2.5 | с коэффициентом риска 1250 процентов, всего, в том числе: | |||||||
2.2.5.1 | по сделкам по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными | |||||||
3 | Кредиты на потребительские цели всего, в том числе: | 77 376 | 57 064 | 13 321 | 22 585 | |||
3.1 | с коэффициентом риска 140 процентов | 6 278 | 6 233 | 2 493 | ||||
3.2 | с коэффициентом риска 170 процентов | 4 483 | 1 473 | 1 031 | ||||
3.3 | с коэффициентом риска 200 процентов | |||||||
3.4 | с коэффициентом риска 300 процентов | 963 | ||||||
3.5 | с коэффициентом риска 600 процентов | |||||||
4 | Кредитный риск по условным обязательствам кредитного характера, всего, в том числе: | 132 998 | 131 731 | 34 876 | 181 760 | |||
4.1 | по финансовым инструментам с высоким риском | 10 500 | 10 295 | 10 295 | 7 018 | |||
4.2 | по финансовым инструментам со средним риском | |||||||
4.3 | по финансовым инструментам с низким риском | 122 498 | 121 436 | 24 581 | 174 742 | |||
4.4 | по финансовым инструментам без риска | |||||||
5 | Кредитный риск по производным финансовым инструментам |
Подраздел 2.2. Операционный риск
тыс. руб. (кол-во)
Номер строки | Наименование показателя | Номер пояснения | Данные на отчетную дату | Данные на начало отчетного года |
---|---|---|---|---|
6 | Операционный риск, всего, в том числе: | 58 218 | 62 524 | |
6.1 | доходы для целей расчета капитала на покрытие операционного риска, всего, в том числе: | 270 222 | 639 250 | |
6.1.1 | чистые процентные доходы | 169 908 | 182 800 | |
6.1.2 | чистые непроцентные доходы | 100 314 | 456 450 | |
6.2 | количество лет, предшествующих дате расчета величины операционного риска | 3 | 3 |
Подраздел 2.3. Рыночный риск
тыс. руб.
Номер строки | Наименование показателя | Номер пояснения | Данные на отчетную дату | Данные на начало отчетного года |
---|---|---|---|---|
7 | Совокупный рыночный риск, всего, в том числе: | 11.2.2.1 | 128 747 | 211 614 |
7.1 | процентный риск | 8 288 | 16 115 | |
7.2 | фондовый риск | 2 012 | 814 | |
7.3 | валютный риск | |||
7.4 | товарный риск |
Раздел 3. Информация о расчете норматива краткосрочной ликвидности
Номер строки | Наименование показателя | Номер пояснения | Данные на 01.04.2019 | Данные на 01.07.2019 | Данные на 01.10.2019 | Данные на 01.01.2020 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
величина требований (обязательств), тыс. руб. | взвешенная величина требований (обязательств), тыс. руб. | величина требований (обязательств), тыс. руб. | взвешенная величина требований (обязательств), тыс. руб. | величина требований (обязательств), тыс. руб. | взвешенная величина требований (обязательств), тыс. руб. | величина требований (обязательств), тыс. руб. | взвешенная величина требований (обязательств), тыс. руб. | |||
Высококачественные ликвидные активы | ||||||||||
1 | Высоколиквидные активы (ВЛА) с учетом дополнительных требований (активов), включенных в числитель Н26 (Н27) | 2 021 646 756 | 1 876 521 437 | 1 804 625 968 | 1 955 546 398 | |||||
Ожидаемые оттоки денежных средств | ||||||||||
2 | Денежные средства физических лиц, всего, в том числе: | 4 107 328 331 | 371 805 219 | 4 278 340 494 | 388 379 861 | 4 386 855 712 | 406 805 565 | 4 448 753 522 | 412 086 021 | |
3 | стабильные средства | 778 552 283 | 38 927 614 | 789 083 770 | 39 454 189 | 637 600 135 | 31 880 007 | 655 786 632 | 32 789 332 | |
4 | нестабильные средства | 3 328 776 048 | 332 877 605 | 3 489 256 723 | 348 925 673 | 3 749 255 578 | 374 925 558 | 3 792 966 889 | 379 296 689 | |
5 | Денежные средства клиентов, привлеченные без обеспечения, всего, в том числе: | 4 255 511 816 | 2 063 917 344 | 4 059 193 107 | 2 015 186 934 | 3 837 982 059 | 1 837 201 805 | 4 075 505 614 | 1 971 111 822 | |
6 | операционные депозиты | 6 352 193 | 1 588 048 | 5 391 751 | 1 347 938 | 6 226 609 | 1 556 652 | 6 729 675 | 1 682 419 | |
7 | депозиты, не относящиеся к операционным (прочие депозиты) | 4 205 130 478 | 2 018 300 151 | 4 007 067 144 | 1 967 104 785 | 3 791 536 297 | 1 795 426 000 | 4 028 269 963 | 1 928 923 428 | |
8 | необеспеченные долговые обязательства | 44 029 145 | 44 029 145 | 41 384 433 | 41 384 433 | 35 866 622 | 35 866 622 | 36 480 831 | 36 480 831 | |
9 | Денежные средства клиентов, привлеченные под обеспечение | 135 286 148 | 113 804 663 | 16 965 137 | 13 163 279 | |||||
10 | Дополнительно ожидаемые оттоки денежных средств, всего, в том числе: | 1 530 572 892 | 1 468 528 713 | 1 770 345 184 | 1 705 082 380 | 2 022 976 197 | 1 945 909 199 | 1 796 819 628 | 1 712 515 823 | |
11 | по производным финансовым инструментами и в связи с потенциальной потребностью во внесении дополнительного обеспечения | 1 462 281 663 | 1 462 281 663 | 1 666 920 079 | 1 666 920 079 | 1 905 265 333 | 1 905 265 333 | 1 670 873 150 | 1 670 873 150 | |
12 | связанные с потерей фондирования по обеспеченным долговым инструментам | |||||||||
13 | по обязательствам банка по неиспользованным безотзывным и условно отзывным кредитным линиям и линиям ликвидности | 68 291 229 | 6 247 050 | 103 425 105 | 38 162 301 | 117 710 864 | 40 643 866 | 125 946 478 | 41 642 673 | |
14 | Дополнительно ожидаемые оттоки денежных средств по прочим договорным обязательствам | 1 220 553 466 | 423 015 605 | 1 254 905 503 | 484 973 127 | 1 295 916 431 | 463 187 705 | 1 390 402 303 | 372 501 721 | |
15 | Дополнительно ожидаемые оттоки денежных средств по прочим условным обязательствам | 17 468 | 17 468 | |||||||
16 | Суммарный отток денежных средств, итого (строка 2 + строка 5 + строка 9 + строка 10 + строка 14 + строка 15) | 4 462 570 497 | 4 707 426 965 | 4 670 069 411 | 4 481 378 666 | |||||
Ожидаемые притоки денежных средств | ||||||||||
17 | По операциям предоставления денежных средств под обеспечение ценными бумагами, включая операции обратного репо | 193 839 324 | 143 601 949 | 339 591 359 | 275 356 075 | 150 215 156 | 97 075 325 | 149 292 137 | 95 327 324 | |
18 | По договорам без нарушения контрактных сроков исполнения обязательств | 981 584 965 | 781 823 685 | 1 014 481 897 | 813 200 391 | 1 047 723 880 | 860 276 929 | 1 035 237 918 | 828 573 718 | |
19 | Прочие притоки | 1 668 861 732 | 1 668 861 732 | 1 907 377 903 | 1 907 377 903 | 2 089 134 917 | 2 089 134 917 | 1 760 255 991 | 1 760 255 991 | |
20 | Суммарный приток денежных средств, итого (строка 17 + строка 18 + строка 19) | 2 844 286 021 | 2 594 287 366 | 3 261 451 159 | 2 995 934 369 | 3 287 073 953 | 3 046 487 171 | 2 944 786 046 | 2 684 157 033 | |
Суммарная скорректированная стоимость | ||||||||||
21 | ВЛА за вычетом корректировок, рассчитанных с учетом ограничений на максимальную величину ВЛА-2Б и ВЛА-2 | 1 634 837 244 | 1 609 276 420 | 1 662 082 928 | 1 583 719 147 | |||||
22 | Чистый ожидаемый отток денежных средств | 1 868 283 129 | 1 711 492 597 | 1 623 582 241 | 1 797 221 633 | |||||
23 | Норматив краткосрочной ликвидности банковской группы (Н26), кредитной организации (Н27), процент | 108 | 110 | 111 | 109 |
Федеральные законы центрального банка
Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.
Нормативы ликвидности банков (Н2-Н4)
Следующие обязательные нормативы ЦБ РФ, на которые обязательно необходимо обратить внимание — это нормативы ликвидности банков: Н2, Н3, Н4. Рассмотрим их подробнее
Норматив мгновенной ликвидности Н2 характеризует возможность банка выполнить свои обязательства перед клиентами на протяжении одного операционного дня. Норматив Н2 вычисляется как отношение активов банка с наивысшей степенью ликвидности к объему его обязательств по текущим счетам до востребования.
Норматив текущей ликвидности Н3 показывает, насколько банк способен выполнить свои обязательства в среднесрочной перспективе — на протяжении 1 месяца. Норматив Н3 вычисляется как отношение ликвидных активов банка к остаткам на текущих счетах до востребования и срочных вкладах, срок выплаты по которым наступает в течение ближайшего календарного месяца.
Норматив долгосрочной ликвидности Н4 отличается от предыдущих нормативов ликвидности банков и рассчитывается как отношение выданных кредитов со сроком погашения свыше 1 года к собственным средствам и обязательствам с таким же сроком исполнения. Таким образом, норматив Н4 определяет допустимый риск снижения ликвидности при выдаче долгосрочных кредитов. Исходя из его расчета, видно, что норматив долгосрочной ликвидности Н4, в отличие от предыдущих нормативов ликвидности, должен иметь не минимальное, а максимальное ограничение.
При расчете нормативов ЦБ РФ к показателям банков применяются различные корректировочные коэффициенты — я не стал заострять на этом внимание, чтобы вас не запутать, думаю, что этой информации будет достаточно для проведения анализа надежности банка. Существуют и другие обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков, на которых я также сегодня не заостряю внимание, поскольку рассматриваю только самые основные
При желании вы можете узнать о них из вышеупомянутой Инструкции №139-И
Существуют и другие обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков, на которых я также сегодня не заостряю внимание, поскольку рассматриваю только самые основные. При желании вы можете узнать о них из вышеупомянутой Инструкции №139-И
Обзор документа
Установлены обязательные нормативы небанковских кредитных организаций (НКО), которые могут осуществлять денежные переводы без открытия банковских счетов и связанные с ними иные банковские операции, их числовые значения и методики расчета. Цель — регулирование (ограничение) рисков, принимаемых НКО. Также установлены особенности надзора за соблюдением нормативов со стороны ЦБР.
К нормативам относятся достаточность собственных средств (капитала) и ликвидность. Они рассчитываются в процентах с одним знаком после запятой.
Норматив достаточности определяется как отношение собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Его минимальное значение — 2%.
Норматив ликвидности определяется как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Его минимальное значение — 100%.
НКО обязаны соблюдать нормативы ежедневно. Невыполнением признается нарушение числового значения норматива по состоянию на любой операционный день.
Информация о нарушениях с указанием соответствующих норматива и даты (дат) представляется в составе отчетности по форме 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации», подаваемой по состоянию на 1 число месяца, следующего за тем, в котором допущено нарушение.
По требованию ЦБР или его территориального учреждения, надзирающего за деятельностью НКО, последняя обязана представлять сведения о расчете нормативов и их значениях на любой день или дни. Для этого используются формы отчетности 0409135, а также 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409134 «Расчет собственных средств (капитала)».
В случае несоблюдения норматива в совокупности за 6 и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней ЦБР вправе взыскать с НКО штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение ею отдельных операций на срок до 6 месяцев.
Инструкция применяется с 29 сентября 2011 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Код формы 0409135, месячная
Раздел 1. Расшифровки отдельных балансовых счетов для расчёта обязательных нормативов
тыс. руб.
Код обозначения | Сумма, тыс. руб. |
---|---|
8700.0 | 199 410 |
8700.1 | 199 410 |
8700.2 | 199 410 |
8703.0 | 184 937 |
8703.1 | 184 937 |
8703.2 | 184 937 |
8705 | 1 |
8769.0 | 286 757 |
8769.1 | 286 757 |
8769.2 | 286 757 |
8773 | 6 490 225 |
8775 | 7 996 |
8780 | 1 795 413 |
8794 | 152 434 |
8810.0 | 1 759 651 |
8810.1 | 1 759 651 |
8810.2 | 1 759 651 |
8812.0 | 299 526 |
8812.1 | 299 526 |
8812.2 | 299 526 |
8813.0 | 337 725 |
8813.1 | 337 725 |
8813.2 | 337 725 |
8814.0 | 466 368 |
8814.1 | 466 368 |
8814.2 | 466 368 |
8821 | 23 156 |
8822 | 27 440 |
8846 | 777 656 |
8847 | 104 611 |
8848 | 123 191 |
8874 | 7 996 |
8878.2 | 532 |
8879 | 1 330 |
8895 | 649 186 |
8910 | 55 657 |
8911 | 135 |
8912.0 | 1 747 760 |
8912.1 | 1 747 760 |
8912.2 | 1 747 760 |
8914 | 711 |
8918 | 896 799 |
8921 | 107 638 |
8938 | 40 985 |
8941.0 | 2 332 |
8941.1 | 2 332 |
8941.2 | 2 332 |
8942 | 136 615 |
8945.0 | 89 091 |
8945.1 | 89 091 |
8945.2 | 89 091 |
8961 | 3 181 |
8962 | 401 026 |
8964.0 | 7 394 |
8964.1 | 7 394 |
8964.2 | 7 394 |
8989 | 209 422 |
8991 | 2 559 |
8993 | 204 |
8994 | 521 |
8996 | 1 277 603 |
8998 | 3 682 123 |
Раздел 3. Значения обязательных нормативов
Краткое наименование норматива | Фактическое значение, процент | Установленное контрольное значение, процент | Примечание |
---|---|---|---|
Н1.1 | 11,241 | ||
Н1.2 | 11,241 | ||
Н1.0 | 15,529 | ||
Н1.3 | |||
Н1.4 | 10,297 | ||
Н2 | 37,683 | ||
Н3 | 83,414 | ||
Н4 | 61,589 | ||
Н7 | 312,679 | ||
Н12 | 0,00 | ||
Н15 | |||
Н15.1 | |||
Н16 | |||
Н16.1 | |||
Н16.2 | |||
Н18 |
Раздел 7. Значения надбавок к нормативам достаточности капитала
Номер строки | Краткое наименование надбавки | Минимально допустимое числовое значение надбавки на отчетный год, в процентах от активов, взвешенных по риску | Фактическое числовое значение надбавки за отчетный период, в процентах от активов, взвешенных по риску |
---|---|---|---|
1 | Поддержания достаточности капитала | 2,500 | 2,500 |
2 | Антициклическая | 0,000 | 0,000 |
3 | За системную значимость | ||
4 | Итого | 2,500 | |
Фактическое значение суммы всех установленных надбавок 5,241, процент. |
Справочно: показатели, используемые для расчета антициклической надбавки
Номер строки | Наименование страны | Национальная антициклическая надбавка, процент | Требования кредитной организации к резидентам Российской Федерациии иностранных государств, тыс. руб. |
---|---|---|---|
1 | РОССИЯ | 0,000 | 5 753 763 |
Совокупная величина требований кредитной организации к резидентам Российской Федерации и иностранных государств 5 753 763 |
Раздел 8. Информация о надбавках к коэффициентам риска по отдельным видам активов
Период, в котором возникли кредитные требования | Код обозначения | Сумма кредитных требований, тыс. руб. | Сумма кредитных требований, уменьшенная на величину резервов на возможные потери по ссудам, тыс. руб. | Сумма кредитных требований, уменьшенная на величину резервов на возможные потери по ссудам, умноженная на надбавку к коэффициенту риска, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|
10.2018 | 1000.0,2005.0 | 7 | 4 | |
10.2018 | 1000.1,2005.1 | 7 | 4 | |
10.2018 | 1000.2,2005.2 | 7 | 4 | |
08.2019 | 1000.0,2005.0 | 912 | 456 | |
08.2019 | 1000.1,2005.1 | 912 | 456 | |
08.2019 | 1000.2,2005.2 | 912 | 456 | |
10.2019 | 1000.0,6001.0 | 22 528 | 21 735 | 43 470 |
10.2019 | 1000.1,6001.1 | 22 528 | 21 735 | 43 470 |
10.2019 | 1000.2,6001.2 | 22 528 | 21 735 | 43 470 |
10.2019 | 1007.0,2004.0 | 2 215 | 1 085 | 868 |
10.2019 | 1007.0,2005.0 | 227 | ||
10.2019 | 1007.1,2004.1 | 2 215 | 1 085 | 868 |
10.2019 | 1007.1,2005.1 | 227 | ||
10.2019 | 1007.2,2004.2 | 2 215 | 1 085 | 868 |
10.2019 | 1007.2,2005.2 | 227 | ||
01.2020 | 1001.0,2004.0 | 90 381 | 81 381 | 24 414 |
01.2020 | 1001.1,2004.1 | 90 381 | 81 381 | 24 414 |
01.2020 | 1001.2,2004.2 | 90 381 | 81 381 | 24 414 |
01.2020 | 1006.0,2004.0 | 242 | 191 | 172 |
01.2020 | 1006.1,2004.1 | 242 | 191 | 172 |
01.2020 | 1006.2,2004.2 | 242 | 191 | 172 |
03.2020 | 1003.0,2004.0 | 547 | 547 | 164 |
03.2020 | 1003.1,2004.1 | 547 | 547 | 164 |
03.2020 | 1003.2,2004.2 | 547 | 547 | 164 |
03.2020 | 1007.0,2004.0 | 50 975 | 42 543 | 46 797 |
03.2020 | 1007.1,2004.1 | 50 975 | 42 543 | 46 797 |
03.2020 | 1007.2,2004.2 | 50 975 | 42 543 | 46 797 |
06.2020 | 1002.0,3006.0 | 19 635 | 17 758 | 17 758 |
06.2020 | 1002.1,3006.1 | 19 635 | 17 758 | 17 758 |
06.2020 | 1002.2,3006.2 | 19 635 | 17 758 | 17 758 |
06.2020 | 1007.0,2005.0 | 8 702 | 5 910 | 7 092 |
06.2020 | 1007.0,3007.0 | 30 758 | 29 230 | 58 460 |
06.2020 | 1007.1,2005.1 | 8 702 | 5 910 | 7 092 |
06.2020 | 1007.1,3007.1 | 30 758 | 29 230 | 58 460 |
06.2020 | 1007.2,2005.2 | 8 702 | 5 910 | 7 092 |
06.2020 | 1007.2,3007.2 | 30 758 | 29 230 | 58 460 |
08.2020 | 1007.0,2004.0 | 1 258 | 1 258 | 1 384 |
08.2020 | 1007.1,2004.1 | 1 258 | 1 258 | 1 384 |
08.2020 | 1007.2,2004.2 | 1 258 | 1 258 | 1 384 |
09.2020 | 1007.0,2004.0 | 18 799 | 17 547 | 14 038 |
09.2020 | 1007.1,2004.1 | 18 799 | 17 547 | 14 038 |
09.2020 | 1007.2,2004.2 | 18 799 | 17 547 | 14 038 |
10.2020 | 6007.0 | 221 627 | 217 588 | 65 276 |
10.2020 | 6007.1 | 221 627 | 217 588 | 65 276 |
10.2020 | 6007.2 | 221 627 | 217 588 | 65 276 |
11.2020 | 1007.0,2004.0 | 7 000 | 5 460 | 4 368 |
11.2020 | 1007.1,2004.1 | 7 000 | 5 460 | 4 368 |
11.2020 | 1007.2,2004.2 | 7 000 | 5 460 | 4 368 |
12.2020 | 1007.0,2004.0 | 4 000 | 3 120 | 2 496 |
12.2020 | 1007.1,2004.1 | 4 000 | 3 120 | 2 496 |
12.2020 | 1007.2,2004.2 | 4 000 | 3 120 | 2 496 |
Банковские нормативы
Нормативы были разработаны Центральным Банком России и являются обязательными для соблюдения всеми банками. Банковские нормативы рассчитываются на основе ежемесячной финансовой отчетности банков и постоянно отслеживаются ЦБ. В случае нарушения нормативов ЦБ может наложить ограничения на деятельность банка и проведение банковских операций, например запретить прием вкладов физических лиц, наложить штрафы, ввести временную администрацию и в конце концов отозвать лицензию.
Существует 9 обязательных банковских нормативов. Формулы их расчета можно найти в инструкциях на сайте ЦБ РФ.
- Н1 Норматив достаточности собственного капитала (минимум 10%)
- Н2 Норматив мгновенной ликвидности (минимум 15%)
- Н3 Норматив текущей ликвидности (минимум 50%)
- Н4 Норматив долгосрочной ликвидности (максимум 120%)
- Н6 Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (максимум 25%)
- Н7 Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (максимум 800%)
- Н9.1 Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (максимум 50%)
- Н10.1 Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (максимум 35%)
- Н12 Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (максимум 25%)
Первые четыре норматива — достаточности капитала и ликвидности — основные.
Норматив достаточности капитала H1.0
Основной доход банк получает с процентов. Банк привлекает заемный капитал в виде депозитов и и выдает кредиты или вкладывает деньги в ценные бумаги. Например, банк привлекает депозиты по 10%, а кредиты выдает по 20%. На разнице процентов между привлеченными депозитами и выданными кредитами банк зарабатывает прибыль. Причем величина заемного капитала значительно превышает собственный капитал. Если доход банка сильно уменьшится, например заемщики перестанут выплачивать проценты по кредитам, банк может получить убыток. Самый простой способ возместить убытки — покрыть их из собственного капитала.
Норматив достаточности капитала банка — это соотношение между собственным капиталом и активами, скорректированными на коэффициент в зависимости от степени риска (выданные кредиты, вложения в ценные бумаги, прочие инвестиции имеют разный риск). Он показывает способность банка возмещать финансовые потери из собственного капитала. Чем больше значение этого норматива, тем больше собственных средств банка в совокупных активах, тем больше финансовая устойчивость банка. Минимальное значение достаточности капитала, установленное Центробанком — 10%. Если норматив достаточности капитала меньше 2%, ЦБ обязан отозвать у банка лицензию.
Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям
В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»
1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.
Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.
Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.
Содержание предупредительных мер включает:
- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
- предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.
Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.
показать содержание
Раздел 3. Информация о расчете норматива краткосрочной ликвидности
Номер строки | Наименование показателя | Номер пояснения | Данные на | |
---|---|---|---|---|
величинатребований(обязательств),тыс. руб. | взвешеннаявеличинатребований(обязательств),тыс. руб. | |||
Высококачественные ликвидные активы | ||||
1 | Высоколиквидные активы (ВЛА) с учетом дополнительных требований (активов), включенных в числитель Н26 (Н27) | |||
Ожидаемые оттоки денежных средств | ||||
2 | Денежные средства физических лиц, всего, в том числе: | |||
3 | стабильные средства | |||
4 | нестабильные средства | |||
5 | Денежные средства клиентов, привлеченные без обеспечения, всего, в том числе: | |||
6 | операционные депозиты | |||
7 | депозиты, не относящиеся к операционным (прочие депозиты) | |||
8 | необеспеченные долговые обязательства | |||
9 | Денежные средства клиентов, привлеченные под обеспечение | |||
10 | Дополнительно ожидаемые оттоки денежных средств, всего, в том числе: | |||
11 | по производным финансовым инструментами и в связи с потенциальной потребностью во внесении дополнительного обеспечения | |||
12 | связанные с потерей фондирования по обеспеченным долговым инструментам | |||
13 | по обязательствам банка по неиспользованным безотзывным и условно отзывным кредитным линиям и линиям ликвидности | |||
14 | Дополнительно ожидаемые оттоки денежных средств по прочим договорным обязательствам | |||
15 | Дополнительно ожидаемые оттоки денежных средств по прочим условным обязательствам | |||
16 | Суммарный отток денежных средств, итого (строка 2 + строка 5 + строка 9 + строка 10 + строка 14 + строка 15) | |||
Ожидаемые притоки денежных средств | ||||
17 | По операциям предоставления денежных средств под обеспечение ценными бумагами, включая операции обратного репо | |||
18 | По договорам без нарушения контрактных сроков исполнения обязательств | |||
19 | Прочие притоки | |||
20 | Суммарный приток денежных средств, итого (строка 17 + строка 18 + строка 19) | |||
Суммарная скорректированная стоимость | ||||
21 | ВЛА за вычетом корректировок, рассчитанных с учетом ограничений на максимальную величину ВЛА-2Б и ВЛА-2 | |||
22 | Чистый ожидаемый отток денежных средств | |||
23 | Норматив краткосрочной ликвидности банковской группы (Н26), кредитной организации (Н27), процент |
Порядок депонирования обязательных резервов путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов
Право
на усреднение обязательных резервов предоставляется кредитной организации,
отвечающим следующим критериям на дату представления Расчета:
банк
относится к 1, 2 или 3 классификационным группам в соответствии с Указанием
Банка России от 3 апреля 2017 года № 4336-У «Об оценке экономического положения
банков», небанковская кредитная организация — к 1 или 2 классификационным
группам в соответствии с нормативными актами Банка России, устанавливающими
критерии определения финансового состояния небанковских кредитных организаций;
не
имеет неуплаченных недовзноса, штрафа за нарушение обязательных резервных
требований;
не
допустила повторного (второй раз подряд) невыполнения обязанности по усреднению
обязательных резервов;
не
имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по
кредитам Банка России и процентам по ним.
Для
получения права на усреднение обязательных резервов в текущем периоде
усреднения кредитная организация рассчитывает и указывает в Расчете усредненную
величину обязательных резервов.
Сумма
обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России путем выполнения
кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов в
течение периода усреднения обязательных резервов (далее — период усреднения) в
порядке, предусмотренном главой 5 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года
№ 507-П, рассчитывается с применением
коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов.
График
периодов усреднения на календарный год устанавливается Советом директоров Банка
России и публикуется в «Вестнике Банка России» и на сайте Банка России.
Уполномоченное
учреждение Банка России проверяет соответствие кредитной организации критериям
на дату представления Расчета.
При
соответствии кредитной организации критериям уполномоченное учреждение Банка
России принимает решение о предоставлении кредитной организации права на
усреднение обязательных резервов в периоде усреднения, соответствующем
отчетному периоду, и устанавливает усредненную величину обязательных резервов
по Расчету.
При
несоответствии кредитной организации критериям уполномоченное учреждение Банка
России принимает решение об отказе в предоставлении кредитной организации права
на усреднение обязательных резервов.
Кредитная
организация, получившая право на усреднение обязательных резервов, должна в
течение периода усреднения выполнить обязанность по усреднению обязательных
резервов, а именно поддержать усредненную величину обязательных резервов в
размере не ниже усредненной величины обязательных резервов, установленной по
Расчету на период усреднения.
Фактически
поддержанная кредитной организацией усредненная величина обязательных резервов
рассчитывается исходя из ежедневных остатков денежных средств на
корреспондентских счетах в Банке России.
В
целях расчета фактически поддержанной кредитной организацией усредненной
величины обязательных резервов применяется формула средней арифметической
величины, указанная в пункте 1 приложения 9 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года
№ 507-П.
Кредитная
организация лишается права на усреднение обязательных резервов в текущем
периоде усреднения обязательных резервов в случае повторного (второй раз
подряд) невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов (за
исключением кредитной организации, в отношении которой осуществляются меры по
предупреждению банкротства с участием Банка России).
Кредитная
организация, не получившая право на усреднение обязательных резервов,
осуществляет депонирование обязательных резервов путем их перевода на счет по
учету обязательных резервов в порядке, установленном абзацем вторым пункта 4.4 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года
№ 507-П.
Экономические критерии связанности: как использовать иные экономические признаки?
Ранее объединение заемщиков в группы связанных заемщиков для целей расчета норматива Н6 по экономическим основаниям носило лишь рекомендательный характер (Письмо Банка России от 10.09.2004 N 106-Т «О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)»). Новые нормы, вступающие в силу с 1 января 2015 г., вводят и обязательные экономические основания для отнесения заемщиков к связанным при расчете норматива Н6. Так, согласно абз. 4 ст. 64 Закона N 86-ФЗ к группе связанных заемщиков кредитной организации относятся также заемщики (юридические и (или) физические лица), связанные таким образом, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом (другими лицами) обязательств перед кредитной организацией, в частности в силу того, что юридические и (или) физические лица предоставили непосредственно или через третьих лиц денежные средства, полученные от кредитной организации по договору займа (кредита, депозита), другому лицу или группе лиц по договору займа (кредита, депозита); исполнение обязательств юридических и (или) физических лиц по договору займа (кредита, депозита) перед кредитной организацией осуществляется одним и тем же третьим лицом, не являющимся лицом, обязанным перед кредитной организацией по договору займа (кредита, депозита).
То есть регулятор определил две ситуации, наличие которых свидетельствует о том, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом обязательств перед кредитной организацией, в связи с чем заемщики, подпавшие под такое описание, должны быть объединены в группу связанных заемщиков. Банк в своих внутренних документах вправе определить иные экономические основания для объединения заемщиков в группу связанных. По нашему мнению, при определении экономической связанности заемщиков, в частности при осуществлении ими взаимных расчетов, поставок в рамках обычной хозяйственной деятельности (дебиторы и кредиторы по отношению друг к другу), значение имеют объемы взаимных операций, значимость контрагентов друг для друга, степень исключительности оказываемых услуг и прочие факторы. Иными словами, должна быть произведена оценка того, может ли ухудшение экономического положения одного лица явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом обязательств перед кредитной организацией. Такой анализ и, соответственно, отнесение или неотнесение заемщиков к категории связанных для расчета норматива Н6 рекомендуем производить на основании профессионального суждения.
Принципы банковского законодательства
Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.
1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.
Сюда относятся такие принципы:
- свободы экономической деятельности;
- неприкосновенности собственности;
- необходимости конкуренции и запрещения монополии;
- осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.
2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.
В эту группу включены принципы:
- организационно-правового построения финансовой системы;
- определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
- независимости Центробанка;
- банковской тайны.
Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.
Направления эволюции банковского законодательства
Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.
По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.
Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Эта тема закрыта для публикации ответов.