Финансовый омбудсмен: кто он такой и чем может быть полезен заемщику

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Омбудсмен по финансам вроде есть — но его как бы нет…

Немного истории. Загадочное слово «омбудсмен» скандинавского происхождения, в переводе означает «представитель». Впервые подобная должность была учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, после принятия Конституции. Парламентский омбудсмен следил за соблюдением законных интересов и прав граждан страны при взаимодействии с органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами).

Долгое время эта «революционная» идея контроля за власть имущими не находила поддержки в других странах. Но в 1919 году омбудсмен появился в Финляндии. Соседи — Дания и Норвегия — последовали примеру шведов лишь в начале 50-х годов. А затем началась цепная реакция. В настоящее время омбудсмены действуют в 100 странах; в сферу их надзора попадают не только финансово-экономические вопросы, но и основные права человека, различная социальная проблематика. Правда, первый финансовый омбудсмен, защищающий интересы граждан при общении с банками, появился в Германии в 1992 году — можно сказать, совсем недавно. 

Общественный примиритель на финансовом рынке (финансовый омбудсмен) – орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами. 

По количеству омбудсменов Россия в определенном смысле «впереди планеты» всей: у нас есть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей. Все это государственные служащие, назначаемые президентом страны и Госдумой. А вот финансового омбудсмена… как бы нет в природе, поскольку официально такая должность не учреждена.

Но тут вступает в действие классический парадокс отечественной действительности: если чего-то нет «по документам» — это не означает, что такого явления нет на практике. С идеей создать в России институт «уполномоченного по финансовым вопросам» в 2009 году выступил Всемирный банк. Идею подхватила Ассоциация российских банков, поскольку к тому моменту, после кризиса и своего рода «кредитного коллапса», стало ясно, что тема назрела. 20 сентября 2010 года совет АРБ утвердил «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)» и «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена)». «Кредиты.ру» отмечают, что вплоть до настоящего времени это единственные документы, описывающие деятельность финансового омбудсмена и порядок его взаимодействия с гражданами.

Занять пост первого российского финансового омбудсмена на добровольных началах согласился Павел Медведев, бывший в то время депутатом Госдумы. Но после недавнего перехода Медведева в Центробанк, обязанности омбудсмена исполняет президент АРБ Гарегин Тосунян.

Существующий правовой пробел будет ликвидирован в ближайшее время. В сентябре Минфин должен закончить подготовку законопроекта, который окончательно определит сферу деятельности финансового омбудсмена и границы его полномочий. Предполагается, что финансовый омбудсмен будет заниматься досудебным разрешением споров на рынке банковских и страховых услуг, а также на рынке ценных бумаг. Закон о финансовом омбудсмене может быть принят еще до конца 2012 года.

Какими полномочиями обладает омбудсмен в России

В Российской Федерации омбудсмен появился в 1994 г. Положением на сегодня его деятельность контролируется в соответствие с законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ.

В обязанности и права российского омбудсмена входит следующее:

  1. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) чиновников. Он имеет право собственноручно организовывать проверки, в случае грубого нарушения гражданских прав.
  2. Обращение к госслужащим с целью сотрудничества или выяснения тех или иных обстоятельств. Омбудсмен может запрашивать документы или требовать объяснений от действий служащих.
  3. Требование проведения основательных расследований, заключения экспертиз и т. д.
  4. Получение доступа к ознакомлению с материалами судебных дел.
  5. Оформление судебных исков.
  6. Выступление с докладами с трибуны парламента.
  7. Создание парламентской комиссии с целью расследования дела, касающейся грубого нарушения закона по отношению к простым гражданам.
  8. Содействие повышению уровня правосознания у людей, а также напоминание их законных прав и обязанностей.

Обратиться за помощью к омбудсмену может любой человек, включая даже иностранца. При этом подавать жалобу к нему уместно только в том случае, когда другие правовые средства защиты оказались неэффективными.

Федеральные департаменты и агентства

Несколько служб омбудсмена были созданы в виде подразделений по рассмотрению жалоб, размещенных в рамках конкретных федеральных властей, но оперативно независимых от них.

Служба внутренних доходов

В 1979 году в Налоговой службе была создана служба омбудсмена налогоплательщиков, которая выполняет функции омбудсмена для налогоплательщиков. Переименованный в 1996 году в Управление по защите интересов налогоплательщиков , этот офис играет уникальную роль с Министерством финансов, поскольку он несет ответственность за представление ежегодных отчетов Конгрессу без какого-либо предварительного рассмотрения или комментариев со стороны комиссара Налогового управления США , министра финансов и других лиц. должностное лицо или служащий Казначейства или Управления управления и бюджета .

Департамент внутренней безопасности (DHS) гражданства и иммиграции Омбудсмен (Уполномоченный по правам человека СНГ) предоставляет рекомендации по разрешению индивидуальных и работодателей проблемы с США гражданства и иммиграции (USCIS). В соответствии с положениями Закона о внутренней безопасности 2002 года, § 452, омбудсмен СНГ не является частью USCIS, а является независимым офисом DHS, который подчиняется непосредственно заместителю секретаря DHS.

Омбудсмен помогает частным лицам и работодателям в решении проблем с USCIS; определяет области, в которых частные лица и работодатели сталкиваются с проблемами при работе с USCIS; и предлагает изменения для смягчения выявленных проблем

Омбудсмен представляет ежегодный отчет комитетам Палаты представителей и Сената по судебной системе, уделяя особое внимание системным вопросам, вызывающим задержки в предоставлении иммиграционных льгот, а также повсеместным и серьезным проблемам, с которыми сталкиваются отдельные лица и работодатели при взаимодействии с USCIS.. Первым омбудсменом службы гражданства и иммиграции (2003–08) был Пракаш Хатри

За время своего пребывания в должности он представил Конгрессу четыре годовых отчета, которые включали более 70 рекомендаций по улучшению работы USCIS.

Первым омбудсменом службы гражданства и иммиграции (2003–08) был Пракаш Хатри. За время своего пребывания в должности он представил Конгрессу четыре годовых отчета, которые включали более 70 рекомендаций по улучшению работы USCIS.

отдел образования

В Министерстве образования есть Управление омбудсмена, которое работает с заемщиками федеральных студенческих ссуд для разрешения споров или проблем по ссудам с беспристрастной и независимой точки зрения.

Агентство по охране окружающей среды

В Агентстве по охране окружающей среды (EPA) есть омбудсмен для облегчения общения между владельцами малого бизнеса и агентством.

Управление по контролю за продуктами и лекарствами

Пищевые продукты и медикаменты Омбудсмен стремится к тому , что агентство выполняет свои регулирующие функции хорошо. В краткосрочной перспективе Офис призван способствовать разрешению проблем. В долгосрочном плане Управление систематически рассматривает проблемы, чтобы улучшить работу процесса. Таким образом, он приветствует более общие жалобы, комментарии и предложения относительно регуляторных процессов FDA.

ВМС США

В 1970 году ВМС США осуществили программу омбудсмена под руководством адмирала Эльмо ​​Зумвальта . Благодаря Программе омбудсмена ВМФ общение между супругами действующего военнослужащего и командованием остается открытым, тем самым улучшая качество жизни всех участников. Уполномоченный по правам человека военно-морского флота является добровольной должностью и стремится обеспечить иждивенцам военнослужащих, находящихся на действительной военной службе, канал ресурсов для удовлетворения своих потребностей и качества жизни. Командный омбудсмен стремится направлять тех, кто пользуется услугами, к помощи, которая может им понадобиться до, во время или после развертывания. Омбудсмен военно-морского флота проходит почти постоянную подготовку и соблюдает конфиденциальность, за исключением заявлений о жестоком обращении с детьми. Омбудсмен встречается с руководителями департаментов на борту военно-морской базы, чтобы узнать последние новости и передать их, в том числе новости о развертывании кораблей, чтобы сократить потенциально опасные сплетни.

Как подать жалобу

Ходатайство может быть передано любым человеком, чьи права были нарушены государственными органами или должностными лицами:

  • письменная жалоба отправляется по адресу: 119121 Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2;
  • допускается пользоваться электронным обращением, для чего заполняется унифицированная форма на сайте омбудсмена РФ;
  • при необходимости можно лично посетить специалиста, но для этого нужно заранее записаться, причем уточнить информацию о свободном времени приема можно на сайте или по телефону: 8 (495) 870-41-77.

Россияне, проживающие в разных регионах, могут воспользоваться интернет-приемной Уполномоченного для подачи жалоб. Электронные обращения регистрируются и рассматриваются стандартным способом.

Если принимается решение лично посетить приемную, то с собой необходимо принести все нужные документы и жалобу в письменном виде. К заявлению прикладываются копии решений, принятых судом или другими государственными инстанциями.

Что собой представляет уполномоченный по защите прав предпринимателей и каким законом регулируется его деятельность

Любой бизнес сопряжён с разноплановыми рисками, и экономическими, и криминальными. В современной России существенное значение занимают риски административные и коррупционные. С начала девяностых годов прошлого века одновременно с развитием российского бизнеса возникла необходимость правовой защиты предпринимательства.

Федеральными органами РФ издавались законодательные акты, регулирующие деятельность российского бизнеса. Существенную роль в его упорядочении сыграло принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ. Они явились законодательной базой для ведения бизнеса предприятиями и ИП разного уровня.

Однако принятые правовые акты не стали инструментом полноценного решения задачи эффективной защиты прав российских предпринимателей. Для конкретного предпринимателя борьба с разнообразными вызовами нестабильной отечественной экономики и коррумпированной системы управления зачастую становится непосильной.

В сложившейся ситуации назрела потребность в учреждении такого института, как бизнес-омбудсмен. Впервые эта потребность была декларирована в Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике». Затем Президент своим указом № 879 от 22.06.2012 учредил должность бизнес-омбудсмена и назначил на неё Титова Бориса Юрьевича.

Первый российский бизнес-омбудсмен Борис Титов долгое время отстаивал интересы отечественных предпринимателей

Статус бизнес-омбудсмена

Правовой статус бизнес-омбудсмена регламентирован законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». С 01.01.2015 вступила в действие статья 2 этого закона, что довело до логического завершения формирование в РФ института бизнес-омбудсмена, который совместно со своим рабочим аппаратом приобрёл статус государственного органа с правом юридического лица. Это повысило его возможности эффективно выполнять свои целевые функции.

Деятельность бизнес-омбудсмена ориентирована на содействие развитию других общественных структур по защите российского бизнеса, а также на активное участие в формировании политики государства в сфере предпринимательства. По распоряжению Председателя Правительства РФ от 04.03.2016 Б.Ю. Титов был включён в состав рабочей группы по формированию программы «Экономика роста».

Сам бизнес-омбудсмен так формулировал свою миссию: «То, что касается направлений работы — главных несколько. Это прежде всего работа с обращениями по конкретным случаям. К нам идёт большое количество обращений бизнесменов, чьи права, как они считают, уже нарушены: которые сидят в тюрьме или в СИЗО или находятся под подпиской о невыезде, в разных ситуациях. Бывают просто вопиющие случаи… И если мы видим, что действительно права нарушены, то тогда омбудсмен будет брать эти общественные решения и конкретно действовать — освобождать предпринимателя, закрывать уголовные дела с помощью его взаимодействия с руководством прокуратуры и других силовых структур. Это одна часть работы. Вторая часть — законодательная работа: мы должны сделать так, чтобы законодательство действительно защищало права предпринимателя».

По общему мнению, актуальность института бизнес-омбудсмена в России невозможно преуменьшить. Уровень криминальных рисков в стране можно считать значительно снизившимся, по крайней мере, по сравнению с печально известными девяностыми. Уровни же рисков административных и коррупционных скорее растут, чем снижаются. И это несмотря на активное противодействие верховной власти, в первую очередь, Президента.

Бизнес-омбудсмен призван обеспечивать предпринимателям надлежащую защиту и на законодательном уровне гарантировать комфортные условия для ведения дел

Институт омбудсмена в России

Ряд актуальных проблем был затронут в книге «Антикризисное управление. Контроль и риски коммерческих банков и фирм в России». Н. Л. Маренков определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2002 году в издательстве «Едиториал УРСС». В описании книги сказано следующее. В экономической теории многими видными учеными-экономистами рассматривались проблемы кризисов в предпринимательской деятельности. Российская экономика в последние годы переживает спад производства в связи с переходом на рыночные отношения. Отступление от командных методов управления и плановой централизации хозяйственных операций требует изучения сущности рисков и контроля в управлении предпринимательской деятельностью в коммерческих банках и фирмах. В настоящей книге на конкретных примерах разобраны применяемые виды стратегий, технологии управления инвестиционными проектами с учетом рисков, методы устранения рисков и управления ими. Большое значение придается страхованию рисков и финансовому контролю в антикризисном управлении коммерческими банками и фирмами. Одной из новых форм финансового контроля, возрожденных в России, является независимый аудит. Создание процедуры аудиторских проверок, использование международного опыта и национальных стандартов аудита.

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Институт омбудсмена в России»
    • 1.1. Теоретические аспекты изучения явления «Институт омбудсмена в России»
    • 1.2. Природа явления «Институт омбудсмена в России»
  • Глава 2. Исследование актуальности «Институт омбудсмена в России» в современных условиях
  • Глава 3. Пути решения проблемы «Институт омбудсмена в России»
    • 3.1. Возможности решения проблемы «Институт омбудсмена в России»
    • 3.2. Тенденции развития тематики «Институт омбудсмена в России».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
    • 1. Нормативно-правовые акты
    • 2. Библиография
    • 3. Периодические источники
    • 4. Интернет-источники
  • Приложения

Как возникли уполномоченные по правам человека?

Институт должностного лица с похожими полномочиями известен на протяжении многих веков:

  • Впервые такие чиновники стали работать в Корее в бытность династии Цинь в 221 году до н. э.;
  • Спустя более тысячи лет аналогичная должность была учреждена правившей в Корее династией Чосон (1392–1897). Тайный королевский следователь (или амхэн-оса) под видом обычного служащего отправлялся на места и анонимно осуществлял контроль над чиновниками;
  • Права простолюдинов (плебеев) в Древнем Риме защищал трибун, который имел право накладывать вето на антинародные законы;
  • Слово «омбудсмен» (umbozman) впервые упоминается в датском Ютландском кодексе от 1241 года. Тогда это был просто подчиненный короне гражданский служащий;
  • Современное значение термин приобрел уже в Новое время в Швеции. В этой стране в 1809 году была учреждена должность парламентского уполномоченного по правам человека;
  • Шведский опыт был перенят многими странами мира. В России должность была впервые введена Конституцией 1993 года.

История

Пост омбудсмена впервые ввели в 1992 году в Германии Союзом немецких банков (VdB). На данный момент ее примеру следует большинство стран мира – Франция, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Италия, Польша, Португалия, ЮАР и так далее.

Такой институт в России возник в 2010 году. Инициатор его создания — Ассоциация российских банков (АРБ). 20.09.2010 совет АРБ были утвердил «Положение о финансовом омбудсмене(общественном примирителе на финансовом рынке)» и «Регламент Финансового омбудсмена (общественного примирителя на финансовом рынке)».

Финансовый омбудсмен может разрешать споры, которые возникают меж клиентами и финансовыми организациями, общей суммой менее 300 тысяч рублей. Инициировать к омбудсмену обращение может лишь физическое лицо. Общественный примиритель не способен разбирать спор, находящийся в суде, еще на период рассмотрения спора заявитель должен дело в суд не передавать. До того, как подавать омбудсмену заявления клиент должен в адрес банка направить жалобу, который обязан по существу ответить в течение 30 дней.

Омбудсмен рассматривает лишь письменные жалобы. Рекомендации по составлению жалобы, форма заявления размещаются на официальном сайте АРБ. К заявлению нужно приложить ксерокопии документов, которые подтверждают позицию заявителя (страховки, кредитного договора, переписки с банком по появившемуся спору, квитанций по платежам и так далее), в двух экземплярах.

Рассмотреть споры возможно лишь по отношению к финансовым организациям, официально присоединившимся к институту. Данные организации должны выполнять решения, которые им вынесены и не могут их обжаловать в госсудах. Омбудсмен направляет кредитным организациям, которые не участники системы, лишь предложения и запросы в отношении добровольного контроля спора без использования формальных процедур. Заявитель, в ситуации, когда он не соглашается с решением финансового омбудсмена, может обратиться в суд с аналогичным требованием.

Омбудсмен по итогам рассмотрения спора утверждает примирительное соглашение, которое подписано сторонами, выносит постановление, которое разрешает спор по существу или постановление о том, что разбирательство прекращается. Соглашение можно передать по согласию сторон на утверждение третейскому суду или суду, как мировое соглашение.

Первый финансовый омбудсмен Медведев Павел — экс-депутат Госдумы.

История

«Шведский парламентский омбудсмен»

«В Швеции в Королевском суде высокопоставленный чиновник получил на имя короля жалобы на злоупотребление властью или ненадлежащую административную практику. В ходе конституционной реформы года законодательная власть под названием «Ständerna» присвоила избрание этого высокопоставленного чиновника. Он заявил, что отныне он будет называться парламентским омбудсменом и, следовательно, будет пользоваться полной независимостью от короля, его правительства и его администрации. Он также подчеркнул, что парламентский омбудсмен должен выполнять свои функции совершенно независимо от парламента. Так родился омбудсмен. «
«Современный омбудсмен берет свое начало от шведского Justitieombudsman (омбудсмена по делам правосудия), созданного в 1809 году. Этот институт пересек границы Швеции в двадцатом веке, и другие скандинавские страны приняли его; Финляндия , в 1919 году , то Дания , в 1955 году и Норвегии в 1962 году . Популярность заведения возросла с начала шестидесятых годов; несколько стран Содружества , Европы и других стран создали почту. Среди них Новая Зеландия в 1962 году , Великобритания в 1967 году , большинство канадских провинций в 1967 году , Танзания в 1968 году , Израиль в 1971 году , Пуэрто-Рико в 1977 году , Австралия в 1977 году на федеральном уровне и с 1972 по 1979 год в различных государствах: во Франции в 1973 году , в Португалии в 1975 году , в Австрии в 1977 году , а также в Испании и Нидерландах в 1981 году . «

Это новая функция , появившаяся конце XIX — го  века и который распространился в конце XX — го  века . Историческое исследование, которое может быть выполнено, касается функций судебной и судебной системы, от которых омбудсмен полностью независим, что и является его оригинальностью.

Тем не менее, ниже приведены статуты, к которым это могло быть неправомерно приравнено.

Defensor civitatis и defensor plebis

Идея защиты лиц от учреждений , не датирована XIX — го  века , так и не появилась в Швеции. Хотя мы мало знаем о функциях судебной власти или греков, с proxenus или римлянами, тексты свидетельствуют о существовании defensor civitatis до 368 г., когда Валентиниан I впервые добавил их defensor plebis — защищать плебеев — в письме к префекту. из претория Италии и Иллирии, Петроний Проб. Защитник народа , выбранных из числа бывших нотаблей, должен был быть назначен в каждом городе.

Эти концепции могут показаться близкими и современными, которые могут заставить нас поверить в историческую связь между этими защитниками и нынешними омбудсменами. Это не так ; их вмешательства чаще были сосредоточены на торговле, налогах, и они играли скорее сдерживающую роль в разногласиях.

Tribuni Plebis

В Риме в 493 г. до н. Э. AD, то патриции вынуждены были признать трибунов, два числа, отражая двух консулов, четыре в 471 г. до н. И 10 в 457 г. до н.э. А.Д. Его роль заключалась в помощи плебеям . Однако для того, чтобы увидеть возложенные на него функции, плебейский трибун в гораздо большей степени является представителем голоса людей, которые могли исполнять обязанности до исполнения приговора.

Увидеть на трибунах предшественников омбудсменов — это скорее ораторский взлет, чем исторический реализм.

Общая компетенция Уполномоченного: что в неё входит, его права и обязанности

Деятельность бизнес-омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб бизнесменов, полагающихся на вмешательство данного института, как на последний шанс защиты своих прав от давления криминала и государственных структур.

В целом работа омбудсмена направлена на то, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране. И закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 даёт для этого широкий спектр возможностей.

Отдельное предусмотренное законом направление работы омбудсмена — экспертные функции. Ст. 6 закона № 78-ФЗ предоставляет ему право законодательной инициативы в сфере регулирования прав субъектов предпринимательства.

Омбудсмен имеет право направлять Президенту, в Госдуму и в другие властные структуры предложения о принятии (а также об изменении или отмене) законов и иных актов, имеющих отношение к сфере предпринимательства.

Заключения по проектам рассматриваемых нормативных актов, направляемые омбудсменом, должны быть рассмотрены как Правительством РФ, так и другими органами власти любого уровня. На такое рассмотрение установлен предельный срок — 30 дней.

Итоги работы омбудсмен ежегодно отражает в докладе Президенту РФ, публикуемом на сайте омбудсмена и в «Российской газете». В частности, результаты работы института уполномоченных систематизированы в отчёте Президенту за 2017 год.

Реализация полномочий по видам деятельности (из доклада омбудсмена Президенту за 2017 од)

Особенности участия омбудсмена в судебном производстве

Обратившийся в арбитражный суд федеральный или региональный омбудсмен пользуется статусом истца. Он правомочен также вступить в судебное производство на стороне обратившегося с жалобой субъекта предпринимательства в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Омбудсмен правомочен инициировать обжалование вступивших в законную силу решений арбитражных судов. Законом предусмотрено право омбудсмена инициировать обжалование в статусе лица, не участвовавшего в процессе на этапе рассмотрения (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).

Федеральный или региональный омбудсмен правомочен участвовать в уголовном процессе в статусе защитника наряду с адвокатом, а в случае рассмотрения дела мировым судьёй, быть единственным защитником без обязательного привлечения адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ). Федеральный омбудсмен также может участвовать в статусе защитника в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности(ст. 25.5.1 КоАП РФ).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.