Страховой полис осаго: что это такое и от чего защищает?

Алан-э-Дейл       06.02.2023 г.

Оглавление

Как оформить страховку ОСАГО в 2021 году

Для оформления ОСАГО выберите компанию и обратитесь в офис или подайте заявку через интернет. Для получения полиса понадобятся:

  • Водительское удостоверение собственника ТС и всех лиц, которые будут допущены к его управлению.
  • Паспорт автомобиля (ПТС).
  • Результаты технического осмотра (диагностическая карта) с положительным заключением.
  • Свидетельство о регистрации автотранспорта, если транспортное средство поставлено на учет в ГИБДД.
  • Заявление о заключении договора ОСАГО.
  • Паспорт или иной удостоверяющий личность документ. Для юрлиц вместо паспорта нужно свидетельство о постановке юрлица на налоговый учет.
  • Документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, если оно не зарегистрировано в ГИБДД. Либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством, если оно в аренде.

От чего зависит стоимость полиса

Минимальную и максимальную тарифную планку устанавливает Банк России. С 5 сентября 2020 года базовый тариф составляет:

  • для физлиц и ИП — от 2 471 до 5 436 рублей;
  • для юрлиц — от 1 646 до 3 493 рублей;
  • для такси — от  2 877 до 9 619 рублей.

Главные параметры, влияющие на стоимость ОСАГО:

  • количество водителей, их стаж;
  • мощность автомобиля, его марка и год выпуска, пробег;
  • регион регистрации по месту жительства собственника ТС;
  • количество страховых возмещений  в предыдущие годы;
  • время использования транспортного средства.

Помимо базового тарифа при расчете стоимости ОСАГО применяется коэффициент бонус-малус (КБМ). Страховая компания оценивает риск аварийности и делает полис для водителя дешевле или дороже.

Если водитель попадал в ДТП, страховая применяет повышающий коэффициент. За безаварийную езду, напротив, предусмотрен понижающий коэффициент: -5% от стоимости полиса за каждый год без ДТП. Максимально можно получить полис на 50% дешевле (КБМ = 0,5).

Иногда страховая допускает ошибки при расчете КБМ. Если такое произошло, водителю нужно собрать документы:

  • все полисы ОСАГО или их копии (бумажные или электронные);
  • паспорт;
  • водительское удостоверение.

Проверьте все прежние полисы по базе РСА, начиная с последнего. Когда найдете несоответствие, обратитесь в страховую компанию. Заявку рассмотрят в срок до 10 рабочих дней и внесут правильные данные в базу РСА.

Что делать, если страховщик отказывается оформлять ОСАГО

Договор ОСАГО является публичным: для его заключения достаточно желания одной из сторон. Пункт 14 Правил ОСАГО однозначный: каждый автовладелец выбирает страховую компанию по своему желанию, и при соблюдении всех требований она не имеет права отказать в предоставлении услуг.

На основании п. 7 ст. 15 Закона об ОСАГО и Порядка уведомления об отказе, выданном РСА, существует перечень причин для отказа в оформлении полиса:

  • отсутствует связь с АИС РСА;
  • подан неполный комплект документов;
  • владелец ТС не прошел техосмотр;
  • нет доверенности на заключение договора от лица ИП или юрлица.

Марка и возраст автомобиля, вождение мотоцикла, малый водительский стаж, деревенская прописка и другие причины не могут быть поводом для отказа страховой компанией в оформлении полиса ОСАГО.

Отказ можно обжаловать. Для этого нужно получить от страховой компании письменный отказ — отказ на словах доказать не получится. 

Обжаловать отказ можно, подав жалобу в:

  • РСА;
  • Районный суд по месту жительства;
  • Территориальное подразделение Центрального банка РФ;
  • Федеральную антимонопольную службу.

Для этого вам нужно предоставить:

  • заявление с печатью, подписью и датой принятия представителем страховщика или уведомление о получении, если документы направлены по почте;
  • отказ в оформлении полиса ОСАГО в письменной форме.

Отличие обязательного автострахования от КАСКО

Для того чтобы провести сравнение между ОСАГО и КАСКО необходимо разобраться, что из себя представляет последний вид страховки. КАСКО — это добровольное страхование своего транспортного средства от возможных аварийных ситуаций на дороге и во время стоянки. Каждая страховая компания, которая предоставляет такую услугу, может устанавливать собственные правила и прописывать в договоре КАСКО необходимые ей права и обязанности.

  1. полис ОСАГО:
    1. распространяется на гражданскую ответственность страхователя;
    2. должен обязательно заключить каждый автовладелец;
    3. у всех страховщиков содержит одинаковые условия и правила, которые регулируются исключительно Правительством;
    4. имеет фиксированную стоимость согласно тарифам Минфина;
    5. действует только на те дорожные происшествия, в которых виновато указанное в договоре лицо;
    6. покрывает предполагаемую среднюю стоимость ремонтных работ по калькуляции, учитывая степень износа деталей;
    7. определяет 120 тысяч рублей за ущерб имуществу и 160 тысяч рублей за вред жизни и здоровью (данные суммы устанавливаются законодательством РФ);
    8. не имеет ограничений по возрасту машины;
  2. полис КАСКО:
    1. распространяется исключительно на автомобиль страхователя;
    2. является добровольным видом страхования;
    3. у каждого страховщика может иметь свои условия и правила, что дает возможность автовладельцу выбирать наиболее подходящий лично ему договор страхования;
    4. не имеет фиксированной цены, поскольку она определяется от стоимости авто и от оценки степени риска;
    5. начинает действовать при любом ДТП, а также в результате правонарушений со стороны третьих лиц (в том числе кража и угон), пожара, стихийных бедствий, падений на транспортное средство посторонних предметов и т. п.;
    6. оплачивает реальную стоимость ремонтных работ по восстановлению машины либо ее полную стоимость на момент страхового случая;
    7. определяет страховую сумму исходя из действительной стоимости застрахованного авто на момент подписания договора;
    8. имеет ограничения по возрасту машины (обычно не более 7-10 лет).
КАСКО ОСАГО
По КАСКО застрахован автомобиль страхователя По ОСАГО застрахована гражданская ответственность страхователя за вред, который он может причинить другим лицам при использовании своего автомобиля
КАСКО – добровольное страхования. ОСАГО – обязательное страхование.
Условия договора и Правила КАСКО различаются в каждой страховой компании – можно выбирать наиболее подходящие. Условия договора и Правила ОСАГО одинаковые во всех страховых компаниях – устанавливаются Правительством.
Цена полиса КАСКО в первую очередь зависит от стоимости автомобиля, а также от оценки степени риска – отличается в разных страховых компаниях. Цена полиса ОСАГО одинакова во всех компаниях и определяется по тарифам, установленным Минфином.
Страховые случаи: любое ДТП; противоправные действия третьих лиц (включая кражу, угон), пожар, стихийные бедствия, падения посторонних предметов на автомобиль и прочее. Страховые случаи: только ДТП, в котором виновато лицо, указанное в полисе ОСАГО.
Размер возмещения: Оплачивается реальная стоимость ремонта автомобиля или его полная стоимость на момент страхового случая. Размер возмещения: Оплачивается предполагаемая средняя стоимость ремонта автомобиля по калькуляции с учетом степени износа заменяемых деталей.
Страховая сумма: по КАСКО страховая сумма равна действительной стоимости застрахованного автомобиля на момент заключения договора. Страховая сумма по ОСАГО определяется Законом. 120000 руб. за вред имуществу, 160000 руб. за вред жизни и здоровью.
В КАСКО ограничение возраста застрахованного автомобиля – как правило, не более 7-10 лет. В ОСАГО ограничений по возрасту автомобиля нет.

Плюсы и минусы каждого из вариантов автострахования

ОСАГО

КАСКО

Преимущества

Доступная стоимость

Большое количество страховых рисков, перечень которых определяет сам автовладелец

Простая и оперативная процедура оформления

Добровольный характер

Жесткое регулирование со стороны государства

Возможность получения страховой выплаты виновнику аварийной ситуации

Два объекта страхования – здоровье водителя и транспортное средство

Отсутствие ограничений по размеру выплаты

Недостатки

Обязательный характер

Высокая цена страховки

Ограничение по максимальной сумме выплаты

Отсутствие жесткого контроля со стороны регулятора страхового рынка

Невозможность получения компенсации виновнику ДТП

Один объект страхования автомобиль

Появление в законодательстве

В первую очередь ОСАГО был введен в США, еще на заре XX века, и быстро распространился на всю территорию Европы. До России введение ОСАГО дошло только в в конце 2002 года, а на разработку закона было потрачено почти 10 лет. Непосредственно закон «Об ОСАГО» был принят в 2002 году, однако из-за тарифных разногласий вступление закона в силу было перенесено. Если рассуждать логически введение ОСАГО действительно необходимо, ведь на дорогах встречаются абсолютно разные автомобили и люди с разными уровнями достатка. Например в ДТП могут попасть владелец жигули и владелец новой иномарки, конечно уровни доходов у этих людей разные, поэтому если владелец жигули виновен в аварии, то он физически не может оплатить ремонт владельцу иномарки, а суд обяжет его платить.

Первые упоминания о введении обязательного страхования возникли еще в СССР в 70-х годах XX века, однако принят законопроект так и не был.

С момента введения обязательной страховки, сразу же появилась возможность накопительной скидки бонус-малус. КБМ по сей день является хорошим преимуществом системы, т.к. позволяет аккуратным и безаварийным водителям экономить до половины стоимости полиса.

Несмотря на все преимущества, с тех пор, как был введен закон «Об ОСАГО», некоторые автолюбители остаются недовольны, считая, что услуга была навязана насильно, а главная ее цель – сбор средств с граждан. ОСАГО даже стало предметом проверки на законность.

Какие доводы приводили противники закона:

  • На лицо ограничение основных принципов гражданских прав. Конкретно – ограничение свободы выбора и имущества. ОСАГО обязателен как для водителей, так и для страховщиков, т.к. договор считается публичным.
  • Ежегодное продление полиса, которое осуществляется за счет оплаты, очень похоже на сбор дополнительных налогов.
  • Базовый тариф и любые дополнительные коэффициенты не соразмерны заработкам жителей России. В расчете учитывается официальный МРОТ, так что аргумент имеет силу.

Имели место даже разногласия судей в Конституционном суде, но закон все же был принят. Изначально контролирующим органом было Правительство России, а с 2013 года надзорным органом стал Центробанк России.

Пределы выплат по ОСАГО

Автостраховка служит для возмещения ущерба в следующих ситуациях:

  • выплата определенной суммы на ремонт и восстановление автомашины;
  • компенсация причиненного вреда пострадавшему лицу, а также компенсация его похорон (в случае летального исхода);
  • оплата дополнительных услуг, связанных с дорожным происшествие (например, эвакуация машины).

Следует сразу отметить, что не во всех случаях автомобильная страховка может возместить полную стоимость для восстановления автомашины до доаварийного состояния. Это вызвано тем, что имеются определенные ограничения максимальной суммы, подлежащей к выплате. Так, на восстановление авто максимально можно получить не более 400.000 рублей.

Как выбрать страховую компанию

К выбору страховой компании при оформлении полиса ОСАГО следует подойти со всей серьёзностью. От её надёжности во многом зависит решение проблемной ситуации. Поэтому первым делом необходимо поинтересоваться реноме компании, данными об учредителях и тем, как давно она практикует этот вид страховой деятельности.

Ситуация на рынке автострахования способствует созданию устойчивых деловых и даже личных связей между страхующимся лицом и страховщиком. Значительная часть автовладельцев страхует свои транспортные средства много лет подряд, имея дело с одним страховым агентом. При этом такое положение является обоюдовыгодным. Собственник транспортного средства не беспокоится о продлении страхового полиса, рассчитывает на некоторые скидки при его оплате, а сотрудник страховой компании взамен получает стабильного клиента и, естественно, проценты от выписанного страхового полиса. Поэтому бывают случаи, когда страховые агенты берут на себя ответственность и оформляют полисы задним числом. Водитель в этой ситуации просто разводит руками и говорит, что случайно забыл документы дома. Если страховой агент идёт на подобную сделку, то она незаконна. Но вот доказательство её незаконности будет крайне проблематичным, хотя подобный факт может бросить тень на репутацию как страхового агента, так и компании, в которой он работает. Но водителям это даже на руку. И что бы ни предпринимала служба внутренней безопасности страховой компании, агенты всё равно находят возможность обходить правила.

Если автовладелец решил обратиться к не очень известной и небольшой страховой компании, соблазнившись низкими тарифами, то стоит проверить её лицензию на страховую деятельность. Невысокая стоимость не всегда благо. Это может свидетельствовать о финансовых проблемах компании.

Особое внимание следует обратить на место и время регистрации компании. Страховщики, зарегистрированные в других странах, должны вызывать гораздо меньшее доверие, чем те, место регистрации которых находится на территории Российской Федерации

Считается, что страховые компании, проработавшие на рынке более десятилетия, являются надёжными и стабильными. Можно, конечно, ознакомиться с рейтингами надёжности страховых компаний в интернете. К сожалению, они не смогут дать полной картины, но рейтинг всё же можно считать определённым ориентиром. Страховые компании по рейтингу относятся к одной из категорий от А до Е. Всего их пять, а категория А соответствует наивысшим рейтингу надёжности.

Российский Союз Автостраховщиков ежегодно составляет рейтинги страховых компаний

Необходимо поинтересоваться статистикой страховой компании по выплатам при возникновении страховых случаев. Чем выше процент выплат, тем выше надёжность. Очень желательно, чтобы был ещё и перестраховщик. В данном случае речь идёт о финансовой группе, готовой при возникновении каких-либо сложностей взять на себя погашение части материальных претензий. Вся интересующая информация о страховщике должна быть в свободном доступе. Чем меньше скрыты различные аспекты работы страховщика, тем лучше. Открытость свидетельствует о том, что деятельность страховой компании успешна и ей нечего скрывать.

Когда возникает очередная волна экономического кризиса, некоторые страховые компании прекращают свою деятельность и само существование. Но ушлые дельцы запасаются неиспользованными страховыми полисами и продолжают от имени уже несуществующей компании их выписывать. При этом предоставляют возможность водителю оплачивать только часть стандартной стоимости ОСАГО, мотивируя это различными акциями и бонусами. При попадании в ДТП обладатель подобного страхового полиса несёт двойную ответственность. Во-первых, фактически у него нет страховки и он платит штраф за её отсутствие. Во-вторых, на его плечи ложится компенсация ущерба. И наконец, его могут обвинить в использовании заведомо фиктивных документов. Вопрос лишь в том, чтобы доказать наличие злого умысла. Ведь водитель в определённом смысле тоже является жертвой предприимчивых дельцов.

При выборе страховой компании стоит обязательно посетить её офис, а также поинтересоваться отзывами автовладельцев, которые уже успели воспользоваться её услугами. Именно отзывы являются своеобразным индикатором, который характеризует надёжность выбранного страховщика. Также желательно пользоваться не одним, а несколькими рейтингами, что позволит сопоставить информацию. Не следует забывать о том, что многие исследования в интернете делаются по чьему-то заказу.

Всю подноготную страховой компании можно найти в интернете

Инвестиции и накопления

Среди договоров личного страхования особняком стоят те, что позволят застрахованному лицу не только получать компенсации по лечению в случае непредвиденных обстоятельств, но и накопить необходимый капитал или преумножить вложения в будущем. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Накопительное страхование жизни

Накопительное страхование жизни (НСЖ) – гибрид страхования с банковским вкладом, целью которого является накопление желаемой суммы за определенный срок.

К примеру,
есть цель накопить 5000000 рублей на новую квартиру через 10 лет. Подобрав оптимальное соотношение покрываемых рисков и периодичности взносов, через заданный промежуток времени на руки забираем заветную сумму. Данная программа – адаптивная версия западных аналогов, где семьи с рождения ребенка начинают заранее копить на колледж, поскольку высшее образование там очень дорогое.

Инвестиционное страхование жизни

Увеличить доход предлагает другой продукт. Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) – гибрид страхования с инвестиционным инструментом. В чем принципиальная разница от НСЖ:

– Единовременный платеж в начале срока действия договора;

– Потенциально высокая процентная ставка (до 40% годовых)

– Гарантирован только возврат внесенной суммы, доход считается возможным;

– Меньший срок вложений (НСЖ 5-35 лет, ИСЖ 3-7 лет)

Объединяет эти два инструмента страховой аспект. Это формально договоры считаются накопительными и инвестиционными, на деле же они проходят как страховые. Это особенности российского законодательства, не будем вдаваться в подробности. Главное то, что при наступлении несчастных случаев, повлекших за собой смерть, инвалидность или потерю трудоспособности, пользователь защищен с финансовой точки зрения и это никак не отразиться на сделанных ранее вложениях.

Важно знать то, что в условиях сильной инфляции (а в России она составляет в среднем 10% годовых) и завышенных ставок по кредитам и ипотеке, такие новые предложения способны помочь семьям сформировать, сохранить и приумножить семейный бюджет, уберегая от угрозы влезания в долги

Выезд за рубеж

Страхование при выезде за рубеж ни в одном источнике не указан как договор личного страхования. Но мы не все, поэтому тут остается только размышлять.

Давайте включим ту самую логику, о которой говорилось в начале. В полисе ВЗР страхуются такие риски, как причинение вреда жизни и здоровья туристов в результате несчастных случаев. Вспоминаем определение личного страхования: «Защищает личные интересы, связанные с жизнью и здоровьем». Совпадает на 100%, смело вносим ВЗР в список.

Объяснить логику других изданий не представляется возможным. Вероятно, они могут относят данный вид страхования в общую категория «Жизнь и здоровье», ведь риски, по сути, одни и те же. Но загляните на сайт любой страховой компании. Везде видно четкое разделение на две разных категории (Жизнь и Здоровье отдельно, ВЗР отдельно), вот и мы будем следовать такой методологии.

Социальное

Последняя категория самая спорная, противоречивая и неприятная любому россиянину. Пенсионное страхование и пенсионная реформа – два ненормативных слова русского лексикона. Почему? Потому, что пенсионная политика России провальна и не имеет в себе никакой ценности в данной своей конфигурации.

Пенсионные отчисления обязательны и платятся не застрахованным, а его работодателем, систематически удерживающим из заработной платы 22%. Казалось бы, отработав добрых 40 лет по официальному трудоустройству, честный гражданин вправе рассчитывать на хорошую заслуженную пенсию. Ведь отчисления за все эти годы составили баснословную сумму. Как бы не так. По факту, гарантированы только мизерные выплаты, на которые не то что жить спокойно не получится, так и вовсе выживать придется. Реальность сурова…точнее, сурова пенсионная система России.

2021

Дагестан — главный центр по мошенничеству с ОСАГО

Как стало известно в августе 2021 г, Дагестан остается главным центром по мошенничеству с ОСАГО, сообщил Банк России. Скользящий коэффициент выплат составил 171% (в 2,7 раза выше общероссийского). Средняя страховая выплата осталась на уровне 77,1 тысяча рублей (на 13% выше общероссийского показателя).

Выплаты в Дагестане превысили сборы страховых премий на 1,2 млрд рублей – наибольший по абсолютному значению отрицательный финансовый баланс по ОСАГО среди всех субъектов России.

К высокорисковой зоне отнесены 10 субъектов России, среди которых шесть субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Суммарная доля сборов страховых премий, отнесенных к высокорискованной зоне, составила 5,5% российского рынка ОСАГО, при этом вклад этих субъектов России в страховые выплаты достигает 10,3%.

Премьер Мишустин открыл маркетплейсам доступ к ИТ-системе ОСАГО

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ, согласно которому операторы цифровых финансовых платформ (маркетплейсов) получат доступ к автоматизированной информационной системе ОСАГО. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 22 января 2021 года. Подробнее здесь.

Договор ОСАГО онлайн

Закон допускает заключение водителями договоров ОСАГО в онлайн режиме – через сайты страховых компаний в интернете.

В этом случае порядок оформления должен быть такой:

  1. Выберите сайт страховой компании.
  2. Зарегистрируйтесь на нём, откройте личный кабинет.
  3. Отсканируйте все необходимые документы.
  4. Заполните форму электронного заявления.
  5. Приложите к заявке отсканированные документы.
  6. Нажмите кнопку и отправьте все материалы на рассмотрение. После одобрения заявки оператором компании в личном кабинете появится страховой договор, который будет признан подписанным, когда вы проставите в указанных местах галочки, согласившись тем самым с условиями договора.
  7. Оплатите через интернет указанную на сайте стоимость договора.
  8. Получите электронный вариант полиса с реквизитами, печатью и подписями.
  9. Распечатайте полис ОСАГО и возите всегда с собой.

Все данные о застрахованном водителе также будут внесены в единую базу АИС РСА.

Договор ОСАГО можно заключить и по почте. Для этого готовый пакет документов нужно отправить по почте на адрес страховой организации. Этот вариант оформления договора немного сложнее, поскольку владельцу авто придётся оформлять у нотариуса доверенность и копию паспорта уполномоченного физлица.

Что такое ОСАГО?

Страхование автомобиля ОСАГО должно осуществляться каждым автовладельцем с целью снижения финансовых трат в случае аварии на дороге по его вине. От такой ситуации сегодня не застрахованы даже очень опытные водители, поэтому необходимость «автогражданки» регламентировано на законодательном уровне. Благодаря наличию у обеих сторон полисов, пострадавшие в ДТП получают полное возмещение ущерба.

У аббревиатуры ОСАГО расшифровка достаточно простая, и звучит она как «Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности». Активное использование термина началось еще в начале 90-х годов, и сегодня понятие знакомо каждому человеку, купившему авто.

Основные принципы «автогражданки»:

  • Выплаты производятся страховщиком, оформившим полис виновника аварии.
  • Компенсация предоставляется в виде перевода денежных средств, ремонта авто, услуг эвакуатора, оплаты реабилитации и лечения.
  • Управление транспортным средством без действующего полиса запрещено, и влечет за собой штрафные санкции.
  • Оформить договор со страховщиком новый владелец должен в течение 10 дней после покупки транспортного средства.
  • Сумма выплат для каждой конкретной ситуации рассчитывается индивидуально, но не может превышать 400 тысяч рублей.

Обязательно или нет?

«Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи».

Напоминания о самых важных действиях после покупки автомобиля

Если по истечении 10 дней с момента оформления автомобиля полис не будет оформлен, то согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП вам могут выписать штраф на сумму от 500 до 800 рублей. А в случае ДТП по вашей вине придется самостоятельно оплатить ремонт машин, пострадавших в нем.

Оформление полиса КАСКО – всегда добровольное решение.

КАСКО и ОСАГО — в чем разница?

ОСАГО расшифровывается как Обязательное Страхование Автогражданской ответственности, а КАСКО — по одной из версий – как Комплексное Автомобильное Страхование Кроме Ответственности. Между двумя вариантами автостраховки существует сразу несколько существенных различий. Первый озвучен выше – добровольный и обязательный характер оформления.

Лимиты ответственности

Максимальная ответственность в рамках ОСАГО установлена на уровне полмиллиона рублей в части компенсации ущерба здоровью и жизни пострадавшего в ДТП человека и в размере 400 тыс. руб., если выплата касается возмещения материального ущерба. При наличии нескольких пострадавших людей и транспортных средств, указанная сумма распределяется между ними.

Допускается оформление расширенного полиса ОСАГО. В этом случае допускается больший размер выплаты, который происходит за счет страхователя. Если расширение не оформлено, дополнительное взыскание с виновной стороны возможно, но для этого требуется обращение в суд.

Величина страховой компенсации по КАСКО регламентируется индивидуальными условиями страховки. В этом случае говорить о лимите ответственности не приходится, а итоговая выплата может составить весьма внушительную сумму.

Технический осмотр

Характерной особенностью и отличием ОСАГО от КАСКО становится отсутствие необходимости проходить техосмотр для машин, чей возраст не превышает три года. Страховой компании предоставлено право произвести осмотр собственными силами, но на практике оно реализуется крайне редко.

Применительно к КАСКО правила страхования определяются каждой компанией самостоятельно. В них регламентируется необходимость предоставления диагностической карты, что далеко не всегда включается в перечень требований к страхователю.

Форма и сумма компенсации

Порядок и правила расчета компенсации в рамках ОСАГО регламентированы намного жестче и детальнее, чем по КАСКО. В этом нет ничего удивительного, так как автострахование в этом случае осуществляется в обязательном порядке и в намного больших масштабах. Например, установлен предельный срок перечисления денежных средств, составляющий 20 дней с момента предоставления страхователем полного комплекта документов. Любое нарушение ведет к серьезным штрафным санкциям со стороны регулятора рынка — Центробанка России или РСА.

Место ремонта

Возможным вариантом компенсации по ОСАГО выступает ремонт транспортного средства пострадавшей стороны. Он выполняется в автосервисе, с которым у автостраховщика заключен договор. Дополнительным требованием выступает расположение технического центра в пределах 50 км от местонахождения поврежденного транспортного средства.

Электронные полисы

Сравнение ОСАГО и КАСКО было бы неполным, если не отметить схожие моменты между ними. Первый и главный – прямое отношение к автострахованию и автовладельцам. Необходимо выделить еще одно сходство, особенно актуально в последние годы.

Речь идет о возможности оформления полиса в электронном виде. Такой формат сотрудничества выгоден обеим заинтересованным сторонам. Автовладелец экономит собственное время, так как ему не нужно лично отправляться в офис страховой компании. Кроме того, онлайн-заявку на получение страховки можно подавать в любое удобное время в круглосуточном режиме. Страховая компания минимизирует собственные расходы на содержание многочисленных офисов и таким образом увеличивает прибыль.

Стоимость и покрытие страховки

Раз ОСАГО страхует не автомобиль, а личную ответственность перед другими участниками дорожного движения, то на его цену влияют:

  • водительский стаж;
  • история ДТП;
  • количество застрахованных лиц.

Важно! Если в полис вписывают больше одного человека, сумма рассчитывается по стажу того участника, который получил права позже всех. Из-за того, что в первые 2 года после окончания автошколы аварии случаются чаще, чем у опытных водителей, страховые компании применяют к молодым водителям повышающий коэффициент (его еще называют КБМ или коэффициент бонус-малус)

То есть, полис становится дороже, даже если из четырех человек новичок всего один. Зато, проведя за рулем больше 5 лет, можно рассчитывать на снижение стоимости страховки – конечно, при условии, что в предыдущий период не было ДТП.

Если же страховой компании приходилось выплачивать суммы по вашему полису, – не так важно, в предыдущий период или за всю историю сотрудничества, – повышения КБМ не избежать. А вот насколько, зависит от того, как часто вы попадали в ДТП

Так автолюбителей стимулируют соблюдать ПДД и водить аккуратнее.

Цена страховки увеличится и в том случае, если оформляется мультидрайв: полис защищает любого, кто окажется за рулем указанного автомобиля. Это происходит потому, что у страховой компании нет никаких данных о таких водителях, и она нуждается в покрытии собственных рисков.

При всех этих условиях стоимость полиса ОСАГО вряд ли превысит 20 тысяч рублей (и не будет ниже 5 тысяч). По сравнению с максимальной суммой (400 тысяч рублей, если поврежден чужой автомобиль и 500 тысяч – если требуется лечение пострадавшего по вашей вине водителя и/или его пассажиров), на которую можно рассчитывать в случае ДТП, она выглядит справедливо.

Цена КАСКО существенно отличается от стоимости полиса обязательного страхования. Это также следует из его назначения. Раз компания защищает ваши интересы в любом случае (а не только если виновато третье лицо, как с ОСАГО), и эти интересы – материальные (в противовес гражданской ответственности), то и спектр влияющих на финальную сумму факторов здесь заметно шире:

  • возраст владельца;
  • водительский стаж;
  • страховая история;
  • модель автомобиля и статистика выплат по ней;
  • страховая сумма;
  • год выпуска машины;
  • вид оплаты страхового полиса: в рассрочку или единовременно.

И если для возраста, стажа и страховой истории работают те же правила, что и с ОСАГО, то с остальными все немного сложнее. Например, удорожание может повлечь неудачный выбор модели или долгожданная покупка автомобиля классом повыше. Все дело в том, что при расчете страховой агент учтет статистику выплат именно по конкретной модели и будет при этом отталкиваться от ее рыночной стоимости. По этой же причине защита нового автомобиля обойдется дороже, чем подержанного (по закону рынка большинство сложных технических устройств теряет до 50% от стоимости в первые два года использования). Но стоит помнить о том, что большинство страховых компаний не работают с ТС старше 10, а то и 7 лет. То есть, если для вас полис КАСКО принципиально важен, оптимальным решением станут автомобили в возрасте от 2 до 7 лет. Небольшой бонус может дать и оплата в рассрочку, но это всегда остается на усмотрение страховой компании.

Цены на КАСКО значительно выше стоимости ОСАГО

В результате средняя цена полиса КАСКО составляет 6-7% от стоимости автомобиля, в редких случаях достигая 12%. При этом, если документом предусмотрена защита от угона или полного уничтожения, страховая компания может возместить полную стоимость ТС.

Какие цели преследует ОСАГО

Сегодня против закона выступают, как правило, те водители, которые не сталкивались с напряженной дорожной обстановкой в прошлом. До введения ОСАГО, при аварии, некоторым автовладельцам приходилось продавать имущество, чтобы покрыть незначительный ущерб дорогому автомобилю, т.к. за все расплачивались из собственных карманов. Также часто имели место случаи, когда при разборе ДТП все переходило в криминальную плоскость, что нередко приводило к трагедиям.

Автомобильное гражданское страхование имеет возможный срок действия 12, 6 или 3 месяца, на усмотрение страхователя. Также имеется возможность застраховать авто на любые месяцы года. Как видим, условия довольно лояльны.

Какие цели преследовал закон «Об ОСАГО»:

  • устранить криминальные ситуации на дорогах;
  • повысить безопасность дорожного движения, дать водителям мотивацию к соблюдению ПДД;
  • обеспечить финансовую защищенность всем участникам дорожного движения.

Конечно, часть общества приняла ОСАГО весьма негативно, однако нельзя игнорировать положительные изменения. Снизилось мошенничество на дорогах, водители стали больше замотивированы в стиле управления ТС и соблюдении правил дорожного движения. Немалую роль в этом сыграл КБМ.

Если предположить, что в стране вновь накалится атмосфера, и власти неожиданно отменят ОСАГО, нельзя исключать, что это приведет к возникновению криминальных ситуаций и убийствам за какой-то материальный ущерб.

Плюс ко всему, ОСАГО защищает вашу ответственность перед 3-ми лицами, так что без его оформления и ежегодного продления никак не обойтись. Если посмотреть на нынешнюю экономическую ситуацию в стране, то далеко не каждый водитель смог бы самостоятельно выплатить компенсацию за причиненный ущерб.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.