Профицит бюджета

Алан-э-Дейл       02.08.2022 г.

Чем профицитный бюджет отличается от других видов?

Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом:

  • Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.
  • Сбалансированный– доходы и расходы являются одинаковыми.
  • Дефицитный – расходы превышает доходы.

Страны с профицитным бюджетом – это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США.

Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит. По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.

Причины возникновения профицита

Профицит госбюджета в России может возникает в результате:

  1. Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики – сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
  2. Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
  3. Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
  4. Роста таможенных пошлин.

Сбалансированный бюджет и дефицит бюджета

Сбалансированной бюджет — это равенство доходной и расходной части государственного бюджета. В большинстве случаев — ситуации полной стабилизации баланса государственного бюджета ежегодно — явление невозможное из-за постоянных экономических колебаний. К тому же, еще и не особо нужное — полагают многие экономисты, поскольку до сих пор нет устоявшихся критериев оценивающих установку «сбалансированный бюджет».

Существует целый ряд открытых дискуссий по поводу бюджетного баланса, например — должны ли быть поправки на экономический цикл (то есть циклические колебания экономической активности) в составлении сбалансированного бюджета, должна учитываться номинальная (рыночная ставка без учета инфляции) ставка или реальная ( рыночная ставка с учетом инфляции) в бюджетных расчетах о государственных платежах по внешнему долгу, и вообще должны быть включены процентные платежи по государственному долгу и доходы получаемые с процентов гос-страховой? Единого ответа на этот счет у экономистов нет, точки зрения разнятся, однако частично признают требуемую регулировку бюджета согласно экономической фазе.

Если профицитом бюджета называется превосходство доходности над расходностью гос.бюджета. То дефицит бюджета, что ожидаемо, имеет противоположное значение.

Дефицит бюджета — это, в свою очередь, превышение расходной части. Из-за чего это происходит?

Частой причиной формирований бюджетных дефицитов государства бывает инвестиционная программа в развитие промышленности и перестройку экономической работы, то есть расходы, требующие больших финансовых вложений. Также при финансовой политике далекой от эффективно. Опять же, часто (вернее всегда) бюджетный дефицит провоцируют отрицательные перестройки политической системы, военные действия, революции, государственные перестройки.

Дефицит бюджета нуждается в покрытии. Что осуществляется следующим образом.

Как покрывается дефицит бюджета

Покрывается дефицит бюджета посредством:

  • Инфляции. В этом случае государство выпускает дополнительное число денежных единиц, проще говоря, печатает деньги в количестве, превышающем запланированное государством — в этом случае ценность национальной валюты начинает падать.
  • Внутреннего государственного долга. Такое происходит, в случае с выпуском ценных бумаг государственного займа, страна продает их негосударственным предприятиям, фигурирующим в рамках своего государства, но частным — отдав облигации в качестве обеспечения возврата долга в национальной валюте.
  • Внешнего государственного долга. В этой ситуации государство обращается за займом и финансированием к другим государством, обязуясь выплатить долг валютой, товаром и услугами.

При профиците бюджета, государство, чаще всего, реагирует посредством запуска процесса перераспределений государственных ресурсов, снижений поставок частных ресурсов в заграничное пользование, распределений части ресурсов в сторону оплаты внешнего и внутреннего долгов и реализации объектов второстепенной важности, а также увеличению дотаций населению, в частности, вложений в бюджетные фондовые выплаты. Тем не менее, не все так однозначно — многие экономисты уверены, что профицит бюджета — влияние, скорее негативное, нежели позитивное, потому как проявляется он, зачастую, в государствах с экономическим застоем, в которых отсутствуют инвестиционные проекты и свободные оборотные средства, также проводят параллель профицита бюджета и безработицы, — согласно части теорий — гос.закупки востребованы для контроля и снижения уровня безработицы, поэтому ситуации исключительно профицита бюджета являются сомнительными в аспекте решений всех государственных вопросов

Тем не менее, не все так однозначно — многие экономисты уверены, что профицит бюджета — влияние, скорее негативное, нежели позитивное, потому как проявляется он, зачастую, в государствах с экономическим застоем, в которых отсутствуют инвестиционные проекты и свободные оборотные средства, также проводят параллель профицита бюджета и безработицы, — согласно части теорий — гос.закупки востребованы для контроля и снижения уровня безработицы, поэтому ситуации исключительно профицита бюджета являются сомнительными в аспекте решений всех государственных вопросов.

Дефицит и профицит государственного бюджета по странам мира

Государство Национальная валюта (Тикер) ЦБ Доходы ($ млрд.) Расходы ($ млрд.) Дефицит или профицит (%, 2017 год)
1 Австрия Евро (EUR) ЕЦБ 197,8 201,9 -2,07
2 Бельгия Евро (EUR) ЕЦБ 249,7 260 -4,12
3 Беларусь Белорусский рубль (BYN) НББ 22,8 22,54 +1,2
4 Болгария Болгарский лев (BGN) БНБ 19,53 20,31 -3,99
5 Великобритания фунт стерлингов (GBP) Банк Англии 1077 1120 -3,99
6 Венгрия Венгерский форинт () НБ Венгрии 63,63 66,96 -5,23
7 Германия Евро (EUR) ЕЦБ 1598 1573 +1,57
8 Греция Евро (EUR) ЕЦБ 95,36 98,08 -2,85
9 Дания Датская крона (DKK) НБ Дании 173,5 175,5 -1,15
10 Эстония Евро (EUR) ЕЦБ 9,77 9,89 -1,22
11 Ирландия Евро (EUR) ЕЦБ 85,41 87,22 -2,11
12 Испания Евро (EUR) ЕЦБ 492,4 535,9 -8,83
13 Италия Евро (EUR) ЕЦБ 884,5 927,8 -4,89
14 Исландия Исландская крона (ISK) ЦБ Исландии 9,96 9,73 +2,31
15 Кипр Евро (EUR) ЕЦБ 7,67 7,87 -2,60
16 Латвия Евро (EUR) ЕЦБ 10,13 10,43 -2,96
17 Литва Евро (EUR) ЕЦБ 21,18 21,63 -2,12
18 Люксембург Евро (EUR) ЕЦБ 27,6 27,38 +0,8
19 Мальта Евро (EUR) ЕЦБ 4,29 4,35 -1,39
20 Молдова Молдавский лей () НБ Молдовы 2,79 3,02 -8,24
21 Нидерланды Евро (EUR) ЕЦБ 344,8 340,2 +1,34
22 Норвегия Норвежская крона (NOK) Норвежский банк 214,3 198 +7,61
23 Португалия Евро (EUR) ЕЦБ 92,99 96,83 -4,12
24 Польша Злотый (PLN) НБ Польши 90,8 102,2 -12,55
25 Румыния Румынский лей () НБ Румынии 58,5 65,54 -12,03
26 Россия Российский рубль (RUB) Банк России 253,9 287,5 -13,23
27 Словакия Евро (EUR) ЕЦБ 37,09 38,52 -3,85
28 Словения Евро (EUR) ЕЦБ 20,2 20,97 -3,46
29 Украина Гривна (UAH) НБУ 35,6 38,91 -9,29
30 Финляндия Евро (EUR) ЕЦБ 136,8 140,7 -2,85
31 Франция Евро (EUR) ЕЦБ 1334 1412 -5,84
32 Черногория Евро (EUR) ЕЦБ 1,62 1,95 -20,37
33 Чехия Чешская крона (CZK) НБ Чехии 83,62 83,93 -0,37
34 Хорватия Хорватская куна (HRK) Хорватский НБ 25,79 26,92 -4,38
35 Швеция Шведская крона (SEK) Банк Швеции 274,8 269,9 +1,79
36 Швейцария Швейцарский франк (CHF) НБ Швейцарии 223,5 222,1 +1,08
Океания
37 Австралия Австралийский доллар (AUD) РБ Австралии 461 484,9 -5,18
38 Новая Зеландия Новозеландский доллар (NZD) РБ НЗ 73,2 71,9 +1,78
Азия
39 Азербайджан Азербайджанский манат () ЦБ АР 9,85 10,4 -5,58
40 Армения Армянский драм (AMD) ЦБ Армении 2,53 2,91 -15,01
41 Вьетнам Вьетнамский донг (VND) ГБ Вьетнама 54,59 69,37 -27,07
42 Гонконг Гонконгский доллар (HKD) КДУГ 66,19 62,86 +5,04
43 Грузия Лари () НБ Грузии 4,26 4,85 -13,84
44 Израиль Шекель (ILS) Банк Израиля 92,82 102,1 -9,99
45 Индия Индийская рупия (INR) РБ Индии 544,4 725,0 -33,17
46 Индонезия Индонезийская рупия (IDR) Банк Индонезии 130,6 154,8 -18,52
47 Ирак Иракский динар (IQD) ЦБ Ирака 63,97 76,35 -19,35
48 Иран Иранский риал (IRR) ЦБ Ирана 77,22 86,26 -11,70
49 Казахстан Тенге () НБ РК 34,13 37,89 -11,01
50 Киргизия Сом (KGS) НБ КР 2,05 2,3 -12,19
51 Китай Китайский юань (CNY) НБ КНР 3312 3787 -14,34
52 Кувейт Кувейтский динар (KWD) ЦБ Кувейта 52,87 61,39 -16,11
53 Малайзия Малайзийский ринггит (MYR) БНМ 51,23 60,26 -17,62
54 ОАЭ Дирхам ОАЭ () ЦБ ОАЭ 83,44 112,4 -34,70
55 Пакистан Пакистанская рупия (PKR) ГБ Пакистана 45,64 59,28 -29,88
56 Республика Корея Южнокорейская вона (KRW) Банк Кореи 351,6 338 +3,87
57 Саудовская Аравия Саудовский риял (SAR) АДО СА 260 294,9 -13,42
58 Сингапур Сингапурский доллар (SGD) ДКУС 53,4 56,49 -5,78
59 Таджикистан Сомони (TJS) НБ Таджикистана 2,21 2,31 -4,52
60 Таиланд Тайский бат (THB) Банк Таиланда 82,00 107,00 -30,48
61 Туркмения Новый туркменский манат (TMT) ЦБ Туркмении 4,43 4,7 -6,09
62 Турция Турецкая лира (TRY) ЦБ ТР 173,9 190,4 -9,48
63 Узбекистан Узбекский сум (UZS) ЦБ РУ 20,11 19,92 +0,95
64 Филиппины Филиппинское песо (PHP) ЦБ Филиппин 44,74 53,55 -19,69
65 Шри-Ланка Шри-ланкийская рупия (LKR) ЦБ ШЛ 12,64 16,66 -31,80
66 Япония Японская йена (JPY) Банк Японии 1678 1888 -12,51
Северная Америка
67 Доминиканская Республика Доминиканское песо (DOP) ЦБ ДР 11,18 12,77 -14,22
68 Канада Канадский доллар (CAD) Банк Канады 623,7 657,4 -5,40
69 Куба Кубинское песо (CUP) ЦБ Кубы 52,36 60,57 -15,67
70 Мексика Мексиканское песо (MXN) Банк Мексики 292,8 314,9 -7,54
71 Панама Бальбоа (PAB) НБ Панамы 12,6 13,56 -7,61
72 США Доллар США (USD) ФРС 6028 6807 -12,92
Южная Америка
73 Аргентина Аргентинское песо (ARS) ЦБ АР 123,3 161,1 -30,65
74 Бразилия Бразильский реал (BRL) ЦБ Бразилии 618,8 779,5 -25,96
75 Чили Чилийское песо (CLP) ЦБ Чили 56,73 64,89 -14,38
Африка
76 Алжир Алжирский динар (DZD) Банк Алжира 52,08 70,74 -35,82
77 Египет Египетский фунт (EGP) ЦБ Египта 35,54 55,09 -55,00
78 Марокко Марокканский дирхам (MAD) Банк Марокко 26,63 30,71 -15,32
79 Нигерия Найра (NGN) ЦБ Нигерии 13,97 22,15 -58,55
80 Тунис Тунисский динар (TND) ЦБ Туниса 9,39 11,61 -23,64
81 ЮАР Рэнд (ZAR) ЮАРБ 92,38 103,3 -11,82

Значимость сбалансированности экономики

Достигнуть стабильности и процветания возможно лишь соблюдая принцип сбалансированности бюджета. При грамотном распределении средств удается не только избежать дефицита и профицита, но и выправить неудачную ситуацию прошлого периода. Необходим трезвый взгляд на вещи: нельзя заведомо завышать и занижать планку там, где это касается экономики. Допущение дефицита в принципе противоречит идеям положительного планирования. Зная, что профицит бюджета – это палка о двух концах, лучше обойти стороной и его. Баланс доходов и расходов – единственная цель и смысл составления плана по распределению бюджета.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается любое государство. Только качественный анализ ситуации, строгий контроль местных и региональных органов, подкрепленные законодательными актами, способны уравновесить два противоположных состояния экономики. Немаловажна и развитая налоговая система, которая не давала бы уходить в «тень» многим предприятиям и гражданам.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

  • в недавнем времени в национальной экономике возникали кризисные явления;
  • текущее правительство не имеет должной способности регулировать внутренние финансовые потоки государства;
  • внутри страны ведутся войны, революции, происходят стихийные бедствия;
  • слишком большое количество национальных ресурсов выделяется на укрепление оборонной системы в мирное время;
  • темпы роста расходов социального характера превышают темпы роста валового дохода государства;
  • происходит реструктуризация производственной сетки страны в целом.

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Бюджетный профицит — что это такое

Профицит бюджета — это явление в экономике, при котором бюджетные доходы значительно превысили расходы.

Когда финансовые ресурсы в своём преимущественном количестве находятся в органах власти, это может спровоцировать снижение финансовых возможностей ряда хозяйствующих субъектов, что становится препятствием при оснащении производства на этапе внедрения новых технологий для повышения эффективности.

Поэтому, возникшие излишние доходы в бюджете считаются вредным явлением для экономики государства. В связи с этим, на законодательном уровне большого количества государств предусмотрены специальные нормы, которые запрещают формирование бюджета с превышающими расходы доходами.

Согласно бюджетному кодексу РФ, утверждение, а также составление местного, федерального или регионального бюджета должно проводиться с учетом профицита. Если специалисты прогнозируют, что в будущем доходы значительно превысят расходы, необходимо принять следующие меры для урегулирования ситуации:

  • Увеличить расходы бюджета. В данном случае, речь может идти о передаче определенной части доходов на другие бюджетные уровни.
  • Сокращение доходной части от реализации запасов нефти или газа;
  • Средства могут направить на дополнительную оплату долговых обязательств.

В некоторых случаях, бюджетный профицит это положительное явление, но только когда он спровоцирован грамотным составлением доходных и расходных статей. Но, если высокие поступления в бюджет полученные на фоне выгодно сложившейся экономической конъюнктуры при возникновении экономического «бума» или же при недофинансировании расходов, такой профицит будет оценен как отрицательный.

Но, независимо от того, какие процессы спровоцировали образование излишних средств, нужно правильно распределить их с учётом расходной части, которая ранее утверждалось в бюджете. Зачастую, профицитную часть отправляют на пополнение резервов, погашение государственных займов, а также покрытие расходов, которые были запланированы на следующий финансовый год.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Классификация бюджетного дефицита

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип. Также имеется классификация по причине возникновения:

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, коррупция, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Насколько крупный профицит?

Федеральный бюджет на 2020 год был составлен с учетом того, что доходы окажутся больше расходов (то есть, с профицитом):

  • доходы – 20,4 триллиона рублей;
  • расходы – 19,5 триллиона рублей;
  • сальдо (профицит) – 876 миллиардов рублей.

При этом оказалось, что бюджет будет профицитным и на следующие годы. Бюджет сейчас составляется на 3 года: в 2021 году профицит сократится до 612,5 миллиардов, а в 2022-м – до 295 миллиардов рублей.

То есть, профицит планируется на уровне 0,8% от ВВП, что намного меньше, чем цифра этого года – 3,7% ВВП за первые 9 месяцев. Эта цифра актуальна не только для федерального, но и для консолидированного бюджета (который включает вообще все бюджеты в стране).

В 2019-м бюджет оказался настолько переполнен деньгами, что Минфину приходится постоянно вносить поправки в него – увеличивать расходы, чтобы удержать профицит на уровне в 1,4% ВВП по итогам года.

О дефиците государственного бюджета простыми словами

Государственный бюджет аккумулирует все поступления в казну – налоги, акцизы, доходы госкомпаний и др., чтобы далее перераспределить эти средства на необходимые потребности – оборону, правопорядок, образование, науку, строительство дорог и т.д.

Есть такое выражение: чтобы было хорошо, нужно совпадение возможностей с желаниями. Если у государства есть столько денег, сколько оно хочет потратить на зарплаты, социальные проекты, развитие экономики и прочие цели – это хорошо. Однако суровая реальность частенько опускает с небес на землю, заставляя жить по средствам, т.е. тратить столько, сколько зарабатываешь. Свести дебет с кредитом удается не всегда. Как итог – образуется бюджетный дефицит.

Ремонт дорог

Кирову в 2017 году выделили 1 млрд руб. на ремонт дорог. Эту сумму потратили на приведение в порядок 61 улицы. Два самых больших контракта выиграли муниципальное предприятие «Гордормостстрой» и московская фирма «Агентство развития перспективных технологий» (АРПТ). Москвичи (дважды обвиненные в картельном сговоре) выиграли 386 млн руб., конкуренцию им составила только одна компания — питерская «Лига». При этом естественный монополист и принадлежащий правительству «Вятавтодор» в торгах участвовать не захотел, но выполнил почти все работы по договору субподряда всего за 25,6 млн руб. Почему так получилось и как это может быть связано с тем, что все ключевые посты в правительстве и дорожных компаниях заняли москвичи — в материале «7×7».

Фото Катерины Клепиковской

Товарный профицит

Излишек товара – это ситуация, когда товар в силу каких-либо факторов не реализуется, а остается на полках магазинов, на складах.

Такое положение вещей говорит о том, что спрос на товар ниже, чем его предложение, т.е. налицо профицит предложения.

Причин подобного дисбаланса несколько:

  1. завышенная цена. «Авторами» завышения цен могут быть либо производители, установившие отпускную цену намного выше себестоимости товара, либо посредники, которые являются промежуточным звеном между производителем и конечным потребителем;
  2. ошибка в планировании (завышенное ожидание спроса). Например, летом производитель надувных игрушек изготовил обычное для этого времени года количество надувных матрасов. А лето выдалось дождливым, совсем не пляжным. Матрасы так и остались лежать на полках магазинов, образовался их профицит;
  3. неэффективная работа маркетолога или маркетингового отдела (например, отсутствие или низкое качество рекламы, недостаточное мотивирование потребителя на приобретение товара и т.д.).

Решение проблемы товарного профицита – в устранении факторов, которые ее породили:

  1. снижение цены. На этапе производства – путем снижения себестоимости товара и (или) отпускной цены (что ведет к снижению прибыли производителя). На этапе реализации – уменьшение «накруток» посредников.Как правило, цену на товар, который уже приобретен посредником для последующей реализации, возможно снизить только за счет посреднического процента. Основная форма снижения цены на профицитный товар – проведение акций и установка скидок;
  2. тщательное планирование (уменьшение) объема выпуска товара на следующий период с учетом имеющегося в настоящее время профицита;
  3. повышение эффективности маркетингового отдела (замена сотрудников или повышение их квалификации).

Хотите быть в курсе актуальных новостей? Читайте наш блог!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.