Внешний долг россии

Алан-э-Дейл       11.09.2022 г.

Что госдолг несет жителям страны?

Госдолг напрямую не влияет на жизнь в стране. Пенсионерам и получателям пособий безразлично, за чей счет они получают выплаты – из налогов или заемных денег. Конечно, слишком большой рост долга в итоге ведет страну к дефолту, обрушению экономики и национальной валюты, но России это пока не грозит. Госдолг косвенно влияет на курс рубля, но это разница в 1-2 рубля на курсе доллара.

При этом госдолг несет гражданам страны и весьма интересные бонусы – а именно, возможность подзаработать. Например, Владимир Красильников из консалтинговой компании Rights Business Standard говорит, что американские казначейские обязательства долгие годы считались хорошим вариантом вложения средств. Но сейчас в США госдолг доходит до предельной границы и по правительственным бумагам появляются риски дефолта. Правда, дефолт США – понятие все же гипотетическое.

А в России облигации федерального займа – один из самых интересных вариантов инвестирования. По ним можно получить доходность выше ставки по банковским вкладам, но и это не главное. Главное – то, что ОФЗ можно покупать на индивидуальные инвестиционные счета и потом получать вычет в размере 13% от стоимости купленных бумаг

Важно лишь, чтобы средства провели на ИИС как минимум 3 года

Купить обычные ОФЗ с постоянным доходом напрямую россияне не могут – это делают банки или инвестиционные компании. Но можно купить такие облигации на ИИС или на брокерский счет. Что с ними делать дальше – каждый решает сам. Например, ОФЗ можно продать через 3 года, или продержать их до погашения, получая купонный доход.

Средние ставки по ОФЗ-ПД сейчас примерно такие:

  • со сроком обращения 3 года – 5,3% годовых;
  • со сроком обращения 5 лет – 4,5% годовых;
  • со сроком обращения 8 лет – 5,7% годовых;
  • со сроком обращения 10 лет – 7,65% годовых;
  • со сроком обращения 15 лет – 5,68% годовых;
  • со сроком обращения 20 лет – 7,7% годовых.

Фактическая доходность по облигации будет чуть меньше: купить ее можно только с премией к номиналу (например, за 1075 рублей при номинале в 1000 рублей), а купонный доход рассчитывается от номинала. Но если с течением времени средние ставки по рынку снизятся, ОФЗ с более высокой доходностью вырастет в цене – тогда совсем необязательно ждать даты погашения облигации, ее можно продать через брокера по рыночной цене.

А не так давно Минфин запустил еще более простой инструмент – так называемые «народные» облигации, их так и назвали: ОФЗ-н. Такие облигации продаются только физлицам напрямую через банки. Номинал тот же (1000 рублей), срок – 3 года, выплата купонного дохода – раз в полгода. Ставка по ОФЗ-н в среднем выше, чем по ОФЗ-ПД. Например, если продержать такую облигацию все 3 года, среднегодовая доходность составит 6,41% – по трехлетней ОФЗ-ПД ставка на процентный пункт ниже.

Но главный минус в том, что «народные» облигации нельзя покупать на ИИС (нельзя получить вычет в 13%), а продавать их можно только обратно в банк, который их продал. Однако этот вид облигаций защищен государством, а выплаты гарантированы.

Так что «домашние» инвесторы могут выбирать между более сложным механизмом ОФЗ+ИИС (что даст более 10% годовых) и более простыми ОФЗ-н с более низким доходом.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

Управление долгом: внутренний учет и контроль.

Управление долгом независимо от его административного расположения (министерство финансов, центральный банк или автономное агентство, автономный фонд) должно иметь как минимум три функции:

  • он должен работать на основе двойной записи, что позволяет регистрировать кредитную и дебетовую стороны транзакций в равных суммах;
  • он должен осуществляться по методу начисления, чтобы операции регистрировались по мере их совершения, а не при переходе денежных средств из рук в руки;
  • система должна быть спроектирована так, чтобы включать контрольные журналы, чтобы гарантировать соответствие документов, подтверждающих бухгалтерские записи; в дополнение к этому, если системы являются компьютеризированными, должны быть устройства безопасности для предотвращения подделки записей.

Хотя эти особенности могут показаться очевидными, трудности с поддержанием систем на практике способствовали появлению множества неверных сигналов о состоянии государственных финансов, а также о проведении соответствующей политики. Часто данные являются неполными, не согласовываются регулярно и компилируются слишком долго.

Главный вопрос — Кому должны страны?

Как вы заметили — мировая статистика по основным показателям стран за 2017 год в открытых источниках доступна.

Данная статистика основана на материалах из Справочника ЦРУ, за исключением показателей инфляции, которые мы взяли у МВФ. Но вы нигде не найдёте статистику по кредиторам, то есть конкретный международный банк и количество выданных кредитов конкретной стране. Сколько мы не искали, так и не нашли.

Интересно — откуда такая странная информационная асимметрия? Ещё одну странность вызывает пояснение на сайте ЦРУ, где представлена данная статистика.

Там указывается, что общая сумма внешнего государственного долга всех стран мира составляет более 70.600.000 млн долларов США. И далее ниже поясняется, что обязательства нерезидентов перед резидентами данной страны из представленной в таблице суммы внешнего долга не вычтены.

Вопрос — почему они не вычтены, а указаны в трлн долларов? Общая же сумма внешних долгов, которая указана на данном сайте как была — 70,6 млн долларов, так и не менялась несколько лет, хотя долговые обязательства стран постоянно растут.

Но нас волнует главный вопрос — кому должны страны?

В представленной таблице обязательства нерезидентов перед резидентами в виде суммы внешнего долга не учтены, потому что их кредиторы не государства, а влиятельные банковские корпорации — «хозяева денег», которые не предпочитают светиться. МВФ, ВБ, ФРС, ЕБРР, БМР — это вывески, за которыми и стоят эти «хозяева».

Все решения принимаются закулисно, а председатели этих международных финансовых организаций их просто озвучивают.

Есть цель и есть средства.

Цель — это абсолютная власть, которую дают деньги в капиталистическом обществе, прежде всего, над самим обществом и государством, в котором живёт это общество.

А средства — это крупные банковские корпорации, денежно-кредитная политика с ссудным процентом и, наконец, сами деньги. Национальные же банки — это обыкновенные ростовщические конторы, которые вписаны в глобальную банковскую сеть и функционируют, как элементы единой системы.

МВФ даёт кредиты странам по низким ставкам, но под определённые обязательства. Их не интересует как будут потрачены эти средства, главное, чтобы исполнялись все пункты обязательств.

Суть их сводится к существенным политическим уступкам, напрямую затрагивающим суверенитет государства. Отдельно оговариваются условия развития страны — её отраслей промышленности, социальной сферы, государственных программ, бизнеса и т.д. Так было с Грецией, Исландией, когда-то с Россией, теперь уже с Украиной.

ФРС через свои филиалы — Центральные банки определяет денежно-кредитную политику конкретного государства, курс национальной валюты, даже объёмы золотовалютных резервов. На данный момент в мире существует около 200 Центральных банков.

И есть международная иерархия Центральных банков с их статусом, в рамках которой они чётко следуют определённой линии.

В мире всего четыре государства, в которых нет Центрального банка — это Куба, Северная Корея, Иран и Сирия. Там национальные банки, которые проводят суверенную финансовую и экономическую политику. России сегодня нужен именно такой банк.

А что там с госдолгом России?

7 октября 2020 года Министерство финансов увеличило госдолг России на 315 млрд рублей. Как? Через облигации федерального займа. Зачем? Для поддержки экономики в трудный период (связанный в том числе с эпидемией коронавируса). 

Евгений Марченко, аттестованный финансовый консультант при финансовом университете правительства РФ, директор E.M.FINANCE:

— Отношение госдолга РФ к ВВП последовательно снижалось начиная с 2013 года. Основная статья общего госдолга России — внутренние долги. Сейчас правительство приняло курс на увеличение отношения госдолга к ВВП. При этом не планируется перешагивать черту в 20 %, что также считается вполне умеренным показателем по мировым меркам (госдолг США составляет более 100 %). В условиях исторически самых низких процентных ставок сейчас, вероятно, наиболее правильное время для привлечения дешёвых денег.

В отличие от других стран, в России деньги чаще привлекаются за счет «внутренних» инвесторов. Ну, и как вы уже догадались, тут все неоднозначно. С одной стороны, у России относительно «низкие» долговые обязательства — на уровне примерно 20 % от ВВП. С другой стороны, без обязательств нет и «инвестиций» в развитие экономики.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Госдолг и экономический рост.

Государственный долг может иметь нелинейное влияние на экономический рост. Разумный уровень заимствований положительно способствует экономическому росту. Такой подход рассматривает долг как замену внутренним сбережениям и инвестициям. Согласно Коэну (1992), долг напрямую связан с экономическим ростом. На более высоком уровне требования по обслуживанию долга затрудняют накопление долга. Таким образом, рост будет высоким на ранних этапах заимствования средств. При низком уровне задолженности увеличение доли внешнего государственного долга в ВВП может способствовать экономическому росту, однако при высоком уровне задолженности увеличение этой доли может нанести ущерб экономическому росту.

Все зависит от того, смогут ли страны-должники реализовать оптимальную политику пересмотра сроков погашения долга, чтобы избежать долгового навеса.

Несмотря на то, что приток капитала ведет к увеличению долга, ресурсов, генерируемых более высоким ростом, должно быть достаточно для обслуживания долга. Долговой кризис в бедных странах возникает в результате

  • коррупции,
  • слабых институтов,
  • неопределенности макроэкономической среды,
  • плохих стратегий управления долгом,
  • политической и социальной нестабильности,
  • структуры параметров рынка капитала,
  • высокого уровня финансовой безрассудности.

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Любые санкции мы можем обойти

Салтыкову-Щедрину приписывают ставшую крылатой фразу: «Суровость законов Российской Империи компенсируется необязательностью их исполнения». Сейчас впору распространить смысл этого чудесного изречения на всю санкционную политику в коллективного Запада отношении России.

И наши деловые партнёры из Западных стран (без кавычек) похоже, научились у нас такому отношению к вредоносной политике своих правительств.

Заинтересованные в использовании те же российских облигаций федерального займа (ОФЗ) западные инвесторы давно используют схему, позволяющую обойти возможные ограничения.

РИА Новости цитируют мнение генерального директора УК «Спутник – Управление Капиталом» Александра Лосева:

«Санкции действенны только для евробондов с расчётами в долларах и депозитарным учетом в Euroclear и Clearstream, потому что лишь в этом случае OFAC Минфина США способно контролировать их выполнение. Запрет на ОФЗ бесполезен, потому что инвесторы, которых интересуют эти бумаги, приобретают не сами ОФЗ, а процентные и валютные свопы (обмены платежами или активами. – Прим. ред.), привязанные к доходности ОФЗ и форвардным курсам «доллар-рубль».

Если же западным инвесторам запретят покупать ОФЗ напрямую, средства направят через посредников, в том числе российских.

Один из возможных механизмов противодействия санкциям – использование компаний с особым статусом, не раскрывающих конечных бенефициаров. Кроме того, нерезидентам ничто не мешает задействовать криптовалюты или иные цифровые активы, источник и направление которых отследить невозможно.

Список стран по внешнему долгу

Место в мире Страна Процент долга от ВВП
1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа — Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Косово 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао

История госдолга России

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты  — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Государственный долг РФ

Государственного внешнего долга России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, которые возникают в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципального образования перед РФ, возникающего в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральных, 2,5 млрд – на муниципальных органах власти.

По времени заимствования общий внешний долг разделяют на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

Максимального размера государственный внешний долг России достиг в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этого долга приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирован и выплачен.

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнего рынка считается небольшим.

Оптимизация внешнего долга

Какие шаги предпринимать для оптимизации внешнего долга? Аналитики рекомендуют:

  • Улучшать кредитную историю (погашать долги своевременно, выполнять взятые перед кредиторами обязательства и т.д.), повышать кредитный рейтинг следствием чего кредиты станут доступными по низкой ставке. Ниже проценты – меньше цена обслуживания долга;
  • Развивать экспорт, сокращать зависимость от импорта. Это улучшит внешний торговый баланс, обеспечит приток, а не отток иностранной валюты, укрепит национальную валюту;
  • Наращивать доходы бюджета. При профиците бюджета излишки поступлений можно направить на увеличение валютных резервов или инвестировать в развитие экономики, при дефиците возникает потребность кредитования с целью закрыть возникшую финансовую брешь;
  • При возникновении проблемы с выплатой долга убедить кредиторов провести реструктуризацию, иначе придется объявлять дефолт.

Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав

Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.

Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.

Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.

Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.

Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.

Гос-во Год
2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
Евросоюз 76,76 74,63 72,41 70,16
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.

Мы привели лишь часть прогноза от 2017 г. по 185 государствам. Ввиду данного факта, можно обнаружить, что текущие обстоятельства несколько отличаются от предсказанных, но общие тенденции сохранены.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.